Гаджеты и соцсети подростка: стоит ли контролировать

27.09.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

Гаджеты окружают нас везде в современной жизни. Многие процессы цифрофизированны, и действительно удобно связываться моментально с другими людьми, найти информацию, отвлечься, посмотрев видео или поиграв в игру. Телефоны, планшеты, ноутбуки присутствуют в жизни детей с рождения, потому что родители пользуются этими устройствами постоянно, и детям и подросткам тем более непросто выстроить здоровые отношения с экранным временем.

Почему подросткам бывает трудно себя контролировать при использовании телефона? 


Потому что в нашей человеческой психологии есть слабые места с точки зрения взаимодействия с гаджетами, и это позволяет нами манипулирвать через социальные сети и через то, как устроено все в смартфоне. В книге “Оторвись от телефона! Как построить здоровые отношения со смартфоном” Кэтрин Прайс описывает причины, которые заставляют нас не отрываться от смартфона. Это относится и к детям, и ко взрослым, просто взрослым проще себя регулировать.


  • Нас привлекает новизна. Мы открываем социальные сети и не знаем, что нас ждёт, что будет там сегодня. Тоже самое относится к новостям и любым постам в тематических группах.


  • Причинно-следственные связи. Нам нравится видеть быстрый результат наших действий, так как мы получаем его подкрепление, мы нажали на ссылку, она открылась. Мы написали комментарий, нам ответили. Мы загрузили пост, и сразу он появился в ленте. Мы никогда не знаем, что там произошло в телефоне, пока не заглянем, не обновим страницу.


  • Непредсказуемость влияет на нас и заставляет постоянно следить за тем, что происходит в интернете, выложили ли новый пост или новую песню. Людей привлекает знание, что нечто может случиться, но неизвестно, когда именно и произойдет ли вообще. А вдруг кто-то написал, а вдруг появились какие-то новые посты в телеграмме. 


  • Социальные сети дают нам возможность почувствовать свою значимость, любовь других людей, которые выражаются в виде лайков, реакций и комментариев. Это необходимо подросткам, поддержка важного для них сообщества или их друзей, поэтому они готовы следить за тем, сколько у них реакций и лайков. Это для них показатель отношений с другим человеком.


  • Дети и взрослые ленивы. Сервисы включают нам музыку, которая по тематике готова подбирать песни бесконечно, после одного видео сразу идет другое, нейросети предлагают нам разные варианты контента, который нам понравится, контентная реклама. Подростку очень сложно ограничивать себя, когда можно не останавливаться, а контент не будет заканчиваться.


  • Нам важно чувствовать себя уникальными. На смартфоне можно поставить свои обои, изменять множество мелких настроек под себя, можно делать свои картинки из фотографий в разных приложениях, можно монтировать видео, создавать свой уникальный контент, это очень нравится детям, так как все социальные сети построены на коротких смешных или вирусных видео, и детям хочется создавать то, что популярно.


  • Телефон помогает подростку не чувствовать себя одиноким. Мы часто боимся остаться наедине с собой. Мы не знаем, что делать, мысли и переживания поглощают нас, а смартфон и социальные сети дают нам возможность почувствовать себя частью, участником общения, зрителем.


Помогут ли запреты и как говорить с детьми об ограничении экранного времени?


Запреты не помогают чаще всего, подросток находит возможность, как обхитрить взрослого. Категорическое ограничение сводит на нет доверие подростка к вам, так как это показывает ему, что вы не готовы обсуждать с ним проблему, искать совместное решение. Это все занимает много сил и времени, а проще всего просто запретить.


Важны договоренности и правила. Можно сказать подростку, что вы видите проблему, спросить, что он думает по этому поводу, комфортно ли ему постоянно быть онлайн. На самом деле дети тоже чувствуют, что в какой-то момент это становится зависимостью, но как по-другому или как менять что-то, они не знают или думают, что ничего нельзя поменять. Подростки любят категорично заявлять, что без телефонов они жить не могут, и ничего не поделаешь.


Кажется, что у каждого взрослого человека есть проблема с экранным временем, попробуйте посмотреть и сравнить экранное время ваше и ребенка. Подумайте о том, что вы могли бы сделать. Например, утром не заходить в смартфон сразу после пробуждения или вечером за час до сна не использовать телефон. Делитесь друг с другом прогрессом или неудачами, не принимайте каких-то глобальных решений. Маленькими шагами вы можете прийти к цели. Важен ваш личный пример и ваши совместные усилия.


Что происходит с ребенком, если он постоянно сидит в социальных сетях и телефоне? 


Первое - это проблемы со здоровьем. Подросток много времени проводит в статичном состоянии, наклоняет голову к телефону. Особенно это касается ухудшения зрения, осанки, общей малоподвижности организма. 


Второе - подросток не развивает навыки живой коммуникации и не учится работать вместе. Все больше детей достаточно стеснительны или наоборот могут быть грубы и не чувствовать границ. Хотя в школе ребята учатся вместе, делают совместные проекты, но часто на переменах подростки просто проводят время каждый в своем смартфоне. Подросток не хочет общаться с живыми людьми, ведь это занимает много времени, настраивать отношения, учитывать интересы другого. Нельзя удалить сообщение или изменить его, не всегда тебя готовы слушать и принимать. 


Третье - это жизнь в виртуальной реальности, подросток не видит мир таким, какой он есть на самом деле. Он воспринимает его через лайки, фотографии, видео, мемы, а не через какие-то впечатление, какой-то совместный опыт. Подростки отказываются куда-то ходить или ездить в поездки, так как им уже не интересна реальная жизнь, им важно только то, что происходит по ту сторону экрана.


Как понять, что ситуация выходит из-под контроля?


Вы видите все признаки зависимости у подростка, которые проявляются по-разному.


Физиологические признаки:


  • подросток плохо засыпает и тяжело просыпается
  • он может проспать целый день
  • аппетит тоже меняется: ребенок либо ничего не ест, либо заедает проблему сладким или вредными продуктами
  • может быть гиперактивным и возбудимым по отношению всего, что касается телефона и социальных сетей.


Психологические признаки:


  • подросток отрицает проблему
  • может начать скрывать от вас информацию, говорить, что он не обязан с вами ничем делиться
  • у него часто меняется настроение, подросток ругается, эмоционально реагирует на любое упоминание о том, что нужно меньше проводить времени в телефоне.


Социальные признаки:


  • подросток замыкается на себе и не хочет ни с кем общаться, просит оставить его в покое
  • все его общение состоит из общения в чатах, может быть с незнакомыми в реальности людьми
  • он минимально взаимодействует с семьей и одноклассниками.


В современном мире не обойдешься без гаджетов, очень много процессов нашей бытовой жизни напрямую зависит от них. Нужно помнить, что мы выстраиваем отношения с техникой, и это наша ответственность, на сколько гаджеты будут управлять нашей жизнью. Наше поведение и позиция транслируется ребенку с самого рождения как образец для подражания, поэтому важно понимать, какую роль социальные сети и смартфон занимают в вашей жизни, и делать жизнь вашего ребенка интересной и насыщенной, чтобы он не пытался искать впечатления в смартфоне.

Листайте также
№1
11.07.2024
Родительский контроль: когда он необходим