Родительский контроль: когда он необходим

11.07.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

Каждый родитель хочет обеспечить своему ребенку как можно более комфортную, спокойную и безоблачную жизнь, не позволить столкнуться с трудностями и проблемами, наполнить каждый миг существования не только радостью, но и пользой. Безусловно, в целях направления энергии представителя подрастающего поколения в правильное русло родителям необходимо прибегать к определенным мерам контроля, очерчивать для ребенка границы дозволенного, безопасного. 

Цель контроля


Родительский контроль, проистекающий из благих намерений, нацелен на всестороннее развитие ребенка, учитывает его желания, таланты и особенности. Не в меньшей мере, чем ребенка, такой контроль обезопашивает и самих родителей, поскольку именно они несут за него ответственность, а следовательно, ребенок, знакомый с определенными правилами поведения и знающий последствия их нарушения, доставляет своим маме и папе куда меньше тревог и волнений, чем тот, который учится взаимодействовать с окружающим миром скорее “стихийно”, самостоятельно и “по контексту”.


К сожалению, причиной, диктующей родителям необходимость введения определенных ограничений и рамок в жизни ребенка, подчас может являться не столько забота о гармоничном развитии и безопасности, сколько боязнь трудностей и незнание способов борьбы с ними. Куда проще вовсе запретить подростку гулять самостоятельно, нежели подробно объяснить правила поведения на улице без присмотра старших! Проще вовсе отказать в пользовании интернетом, чем уделить время совместному знакомству с этой безграничной сетью и определению критериев безопасности и полезности веб-ресурсов. Родители, неуверенные в собственных педагогических способностях, даре убеждения и авторитете, “завинчивают гайки” и пытаются как можно плотнее окружить ребенка непроходимой стеной запретов, вместо того, чтобы прийти к контролю за действиями ребенка через обсуждение, проговаривание и равноправное сотрудничество.


Ограничения, введенные родителями без объяснения причин, могут восприниматься подростком как навязанные, избыточные и необязательные, в то время как правила, выработанные совместно, способствуют не только обеспечению его безопасности, но и развитию лучшего понимания окружающего мира, обучению и взрослению. Если ребенок сам понимает необходимость соблюдения определенных правил, понимает, чем грозит их нарушение и причину их появления - вероятность, что ему захочется сделать что-то назло родителям, рискнуть и преступить границы дозволенного существенно снижается, а контроль со стороны родителей перестает видеться как давление и приобретает характер помощи и доброго наставления.


Опасность гиперопеки


В контроле, как и в каждом деле, важна умеренность. Тревога за ребенка, его благополучие, физическое и психическое здоровье, его отношения с окружающей действительностью - это естественное чувство, присущее каждому родителю. Однако, к сожалению, иногда это чувство, призванное оберегать и поддерживать ребенка, не препятствуя при этом развитию у него самостоятельности, воспитанию ответственности и поддержанию интереса к большому и разнообразному миру, может принимать форму нездоровой гиперопеки, боязни хоть на секунду упустить ребенка из виду, желания вмешаться в каждый аспект его жизни, стремления запереть ребенка в золотой клетке - такой безопасной и такой оторванной от реальности.


Проистекать стремление к гиперопеке может из различных источников - это и повышенная тревожность родителей, склонность преувеличивать и переоценивать опасность даже незначительных происшествий как в собственной жизни, так и в жизни ребенка, и повышенная занятость мамы и папы, в случае которой у них появляется страх, что что-то дурное может произойти с ребенком, пока их не будет рядом, и даже своеобразное недоверие к ребенку, неверие в его силы и способность самостоятельно принимать решения, сопровождающееся попытками диктовать ему каждый шаг.


Несмотря на кажущуюся выгодность подобного порядка в семье - мама и папа выдвигают требования - ребенок им беспрекословно соответствует - он, несомненно, скрывает массу подводных камней. Как и каждому человеку, ребенку необходимо личное пространство. Именно в рамках этого пространства происходит становление его личности, и чем ребенок старше - тем шире должны раздвигаться его личные рамки. Неуважение к личному пространству и нарушение его границ чревато появлением у ребенка черт замкнутости, скрытности, недоверия к окружающим, болезненной опеки своего маленького “мирка”.


Исследование, проведенное профессором Индианского университета, подтвердило давно подмеченную людьми закономерность - родители, пытающиеся буквально шпионить за своими детьми - отслеживать их передвижения, просматривать переписки с друзьями, мониторить историю запросов в интернете - в конечном итоге знают о своих детях меньше, чем те, кто выстраивает со своим ребенком спокойные доверительные отношения, спрашивает о произошедшем в школе и на прогулке, интересуется отношениями ребенка с одноклассниками и друзьями (а не узнает эту информацию посредством слежки!), вовлекает ребенка в интересную совместную деятельность, а не слепо диктует ему, чем, где и когда тот должен заниматься.


Другим печальным последствием тотального контроля со стороны родителей может стать убеждение ребенка в собственной несамостоятельности, полной зависимости от старших. Человек, с детства привыкший, что другие решают за него, что ему смотреть, что слушать, во что одеваться, куда и с кем ходить - не имеет возможности научиться принимать решения и нести ответственность за их последствия, вырастает инфантильным и слабохарактерным.


Опасность недостаточной опеки


Другой крайностью, периодически встречающейся во взаимоотношениях взрослых и детей, является, напротив, гипоопека. Старание отстраниться от процесса воспитания, ненадлежащая забота о ребенке, отсутствие контроля - все это наносит не менее разрушительный урон состоянию психики подростка. При этом, важно понимать, что в понятие заботы входит далеко не только обеспечение ребенка необходимыми условиями для жизни. К сожалению, даже те дети, в жизни которых всегда присутствовала и крыша над головой (даже очень роскошная), и питание (даже очень сбалансированное), и одежда (даже очень красивая), и образование (даже очень престижное), иногда вырастают глубоко несчастными. Причина этого - отсутствие эмоционального контакта с родителями, ощущение, что они предпочли “откупиться” от собственного ребенка, вместо того, чтобы просто безоговорочно любить и принимать его.


Если в семье не принято проводить совместные вечера за чашкой чая, посвященные обсуждению прошедшего дня, вместе ходить на прогулки и в походы, укрепляя тем самым и физическое здоровье, и семейные узы, играть в настольные игры в выходные, посещать культурные мероприятия всей семьей, поддерживать и подбадривать друг друга в трудные моменты - никакие деньги не смогут убедить ребенка в том, что окружающие его люди - действительно родные ему не только по крови, но и по духу, не заставят его чувствовать себя уверенно и спокойно в кругу близких, не дадут ощущения тепла.


Безусловно, такие отношения в  семье не могут не иметь последствий. Одним из них может стать полный выход ребенка из-под контроля родителей - отсутствие воспитательных бесед вынудит его искать нравственные ориентиры за пределами родного дома, и ориентиры эти далеко не всегда окажутся правильными, а нелюбовь родителей выльется в полное отсутствие у них авторитета в глазах ребенка, и следовательно, невозможность повлиять на его поведение, направить на верный путь, помочь разобраться с тем, что такое хорошо, а что такое плохо. В таком случае место воспитателей могут занять совершенно чужие люди. Конечно, иногда ситуация складывается благоприятно, и примером для подражания для ребенка становится школьный учитель, репетитор, кто-то из старших и более внимательных родственников. Однако, к сожалению, в попытке удовлетворить свою потребность в общении, малышу не всегда удается найти достойного проводника по нелегкому пути взросления.


Другим результатом холодности и равнодушия со стороны мамы и папы может оказаться зарождение в ребенке черт равнодушия, черствости, даже жестокости, ведь кто, если не родители, может взрастить в душе малыша мягкость и сочувствие к окружающим?


Следующий возможный исход попустительского отношения старших к воспитанию - демонстративное поведение, при помощи которого ребенок будет добиваться от родителей внимания, пускай даже негативного.

Наконец, такой способ “побега” от негативной обстановки в семье, как уход в виртуальную реальность, - также зачастую кажется детям и подросткам подходящим решением проблемы одиночества.


Когда необходим контроль


Вопрос контроля - весьма щепетильный. Что делать родителям, чтобы, с одной стороны, не подавлять детскую тягу к самостоятельности, с другой - не позволить ей превратиться во вседозволенность?



Самым эффективным, полезным и при этом уважительным по отношению к ребенку подходом к контролю, в таком случае, станет, безусловно, открытое и честное общение старших и младших членов семьи. Родителям необходимо помнить, что воспитательные беседы - это не лекции, а диалоги, в ходе которых ребенок имеет право задавать вопросы, уточнять, выражать свое мнение и даже возражать родителям! В процессе такой беседы мама и папа должны быть готовы четко и ясно сформулировать определенные правила поведения, выслушать мнение ребенка по поводу установленных норм, пойти на компромисс, если таковой возможен и требуется, ответить на вопросы ребенка о причинах появления тех или иных запретов. 


Начиная с достаточно жестких методов контроля (например, в отношении денег - “Хочешь купить - спроси у меня”, общения - “Завел нового друга? Обязательно пригласи его в гости и познакомь нас”, интернета - “Решил зарегистрироваться на сайте? Давай сделаем это вместе”), родителям, по мере привыкания ребенка к новой для него среде, выработки сознательности, ответственности и осторожности, стоит постепенно смягчать свой подход к воспитанию, давать ребенку все больше и больше свободы, не забывая при этом о важности эмоционального контакта. Искренний интерес ко всему, что происходит в жизни ребенка, поддержка его увлечений, принятие взглядов обеспечит доверие к старшим с его стороны, позволит им узнавать все новости не за счет слежки, а в ходе приятных бесед. Подросшему ребенку родители могут предложить совместно пофантазировать о том, на что следует потратить карманные деньги, рассказать о его новых знакомых, ведь они наверняка замечательные интересные люди, поделиться своими любимыми интернет-ресурсами и научить ими пользоваться!


Предупреждая ребенка об опасностях, которые могут поджидать его при переписке с друзьями в интернете, при пользовании новыми сайтами или во время самостоятельных прогулок, родителям стоит не забывать о важности поддержания атмосферы любви и заботы. В наиболее гармоничных отношениях ребенок не побоится честно рассказать маме и папе о том, что попал в беду, уверенный в том, что родители всегда будут на его стороне, поддержат, помогут, подскажут.


Не стоит забывать и про главный инструмент родителей в процессе воспитания - личный пример и личный опыт. Поделившись с ребенком собственными наблюдениями и размышлениями, родители превратят свои советы и рекомендации из абстрактных правил во вполне конкретные, живые и наглядные истории из жизни, которые малышу будут гораздо проще и понять, и принять.


Наконец, ожидая честности и открытости от ребенка, родителям необходимо быть готовыми ответить ему взаимностью. Если мама и папа хотят познакомиться с его новыми друзьями - почему бы им, в свою очередь, не пригласить как-нибудь в гости собственных приятелей? Если требуют отчета о тратах - почему бы рассказом о собственных покупках не сделать вклад в воспитание финансовой грамотности подростка?


Инструменты контроля


В вопросах контроля действий ребенка в цифровой среде родителям на помощь приходят новые технологии. Существуют инструменты, позволяющие управлять экранным временем устройства - с ними можно не беспокоиться о том, что школьник отвлечется на переписку с друзьями во время урока или забудет о сне, увлекшись игрой. Другие приложения позволяют ограничивать материалы, предлагаемые всемирной паутиной юному пользователю - они помогут оградить ребенка от грубого, жестокого или просто не совсем подходящего его возрасту контента. Помимо этого под родительский запрет могут попасть определенные приложения или действия (например, оплата покупок в игре).


Подобные функции бывают заранее предусмотрены на устройстве - телевизоре, компьютере, телефоне - в такой ситуации, родителям остается лишь включить и настроить определенный “фильтр” материалов, подходящих для ребенка. В случае, если встроенный детский режим по каким-то причинам не удовлетворяет родительских требований, на замену ему могут прийти специальные приложения (лучшие приложения родительского контроля с обилием возможностей созданы антивирусными вендорами, а также компаниями Google и Apple). Наконец, некоторые интернет-ресурсы дают пользователям возможность ограничить допустимый контент прямо на соответствующем сайте или в приложении (примером может служить Ютуб).

Существуют и программы-трекеры — приложения, позволяющие отслеживать местоположение и перемещение детей, а также их активность в интернете.


И все же, родителям не стоит забывать о том, что необходимый для правильного, здорового и разностороннего развития ребенка контроль должен оставаться умеренным и не препятствовать развитию любознательности, самостоятельности и независимости ребенка. Устанавливая правила, призванные защитить и обезопасить, родители должны помнить о том, что грубое вмешательство в личную жизнь ребенка недопустимо, а такие меры, как чтение его переписок или отслеживание передвижений, стоит применять только в крайних случаях, вызывающих серьезное беспокойство, ведь куда лучше узнать, где, с кем и по какой причине был ребенок из его собственного живого и наполненного подробностями рассказа, а не из сухой базы данных приложения.

Листайте также
№1
27.09.2024
Гаджеты и соцсети подростка: стоит ли контролировать