Как понять, что ребенок готов к школе. Чему перед первым классом учит детский сад, а чему — родители.

родители
дети
26.05.2025
Зоя Баньшина
Журналистка и копирайтер. Делаю практичные разборы самых базовых и важных тем школьного образования, выделяя главное в российском законодательстве.

В этой статье:

Переход из детского сада в первый класс — важное и волнительное событие как для ребенка, так и для родителей. Как к нему подготовиться? И стоит ли вообще уделять этому отдельное внимание, или в детском саду и так всему научат? Собрали главные вопросы о навыках, которыми должен обладать дошкольник перед поступлением.


Что должен уметь делать ребенок перед школой


Согласно статье 67 Закона об образовании, в начальную школу должны принять любого ребенка, если у него есть право на получение государственного образования. Умеет ли он писать и читать при поступлении неважно. Текст закона лишь рекомендует отправлять детей в первый класс после того, как им исполнится 6,5 лет, хотя и это — не требование.


На практике, чем увереннее ребенок владеет базовыми навыками, тем легче ему будет адаптироваться к школьной жизни.


Навыки ребенка оцениваются сразу по нескольким направлениям: физическая, психологическая, интеллектуальная готовность.


Физическая готовность ребенка— это здоровье и развитая моторика: ребенок должен уметь играть, писать, рисовать, быстро реагировать на происходящее вокруг.


Психологическая готовность ребенка к школе — умение справляться с эмоциями, слушать учителя, дружить с одноклассниками.


Интеллектуальная готовность — способность запоминать информацию, сосредотачиваться на заданиях, проявлять интерес к учебе.


Детский сад не ставит своей целью научить ребенка академическим знаниям: воспитатели помогают осваивать навыки самообслуживания — уметь одеться, подготовиться к занятиям, вспомнить свой адрес и фамилию. А вот восполнение пробелов в знаниях — задача не воспитателей, а родителей. Именно семья отвечает за то, насколько ребёнок готов к школе.


Чем больше родители развивают логическое мышление, память, речь ребёнка в домашних занятиях, тем легче ему будет учиться. Многие дети, которых активно поддерживают дома, к шести годам владеют навыками, выходящими за рамки обязательной подготовки: учатся в музыкальных школах, кружках, читают и пересказывают истории.


Что должен знать ребенок, заканчивая детский сад


Сегодня вокруг ребенка с самых ранних лет — десятки разнообразных «развивашек» на любой вкус и цвет. Учитывая, насколько активно пользуются этими ресурсами родители, неудивительно, что к 1-му классу дети прекрасно читают и могут быстро решать задачи.


Если вы планируете поступление в конкретную школу, заранее уточните её правила: иногда они отличаются от общих требований. Иногда школы используют рекомендации из Федеральной образовательной программы дошкольного образования для подготовки тестирований поступающих. Например, тех, кто свободно считает до 20 и читает, могут зачислить в «А»-класс, а менее подготовленных — в другие группы. Такую информацию обычно публикуют на школьном сайте, а дополнительные подробности можно узнать по телефону школы.


В рекомендациях перечисляются следующие навыки:


  • Счет


Ребенок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умеет сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временные категории «вчера, сегодня, завтра», ориентируется в пространстве и времени.


  • Письмо


Прямого требования к умению писать нет, но предусмотрена подготовка руки к письму: развитие мелкой моторики, выполнение упражнений по обводке, штриховке, конструированию букв из элементов, написание печатных букв по точкам. Обучение письму в полном объеме начинается только в школе.


  • Чтение


Дошкольник учится выделять слова в предложении, определять их количество, составлять предложения из данных слов, знакомится с буквами и звуками, развивает навыки звукового анализа и синтеза. Начальное обучение чтению допускается — чтение слогов, простых слов, но это не является обязательным требованием.


  • Речь


Ребенок правильно произносит звуки (кроме сложных — шипящих и сонорных), согласовывает слова в предложении, пересказывает короткие рассказы, использует речевые формы вежливого общения, понимает и драматизирует литературные произведения, проявляет речевую активность в общении со сверстниками и взрослыми.


  • Математические и логические навыки


Использует математические знания для познания окружающего мира, способен к анализу, сравнению, обобщению, классификации предметов по различным признакам, знакомится с геометрическими фигурами и цифрами.


  • Творческие и художественные умения


Осваивает навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования, проявляет себя в музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности.


  • Самообслуживание и самостоятельность


Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых ситуациях, способен поставить простую цель и двигаться к ней, владеет навыками самообслуживания.


Все эти навыки помогут ребенку не просто начать учиться, но и делать это в комфортном темпе, без лишнего стресса и страха.


Чему учит воспитатель в саду, а чему — родители?


В действующих нормативных документах (ФГОС ДО, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании») нет жесткого перечня конкретных навыков, которые строго разграничивают, чему учат родители, а чему — воспитатель. Вместо этого нормативы определяют общие направления и принципы совместной ответственности семьи и детского сада за развитие ребенка.


Воспитатель — это первый наставник ребенка вне семьи, который помогает ему освоиться в новой социальной среде и научиться взаимодействовать с окружающими. Основные задачи воспитателя включают:


  • Социализация: обучение детей навыкам общения со сверстниками и взрослыми, совместной работе, уважению к другим, соблюдению правил, а также разрешению конфликтов.
  • Развитие речевых и коммуникативных навыков: помощь в умении выражать свои мысли, слушать собеседников, отвечать на вопросы и вести диалог.
  • Формирование самостоятельности: развитие у детей навыков самообслуживания — умение одеваться, убирать за собой, есть без помощи взрослых, завязывать шнурки и др.
  • Познавательное развитие: знакомство с окружающим миром, развитие наблюдательности, любознательности, умение сравнивать объекты, делать выводы и проводить простые опыты.
  • Физическое и творческое развитие: организация активных игр, занятий музыкой, рисованием, танцами, а также развитие мелкой моторики.
  • Эмоциональная поддержка: помощь детям в осознании и выражении своих чувств, формирование атмосферы доверия и безопасности.


Воспитатель действует в рамках ФГОС ДО и локальных актов ДОУ. Он организует образовательную деятельность в группе, развивает социальные, коммуникативные, познавательные, речевые, физические и творческие навыки, обеспечивает условия для социализации, учит работать в коллективе, соблюдать правила, готовит к школе.


В свою очередь родители — самые важные воспитатели во всей жизни ребенка. Их влияние формирует основу личности:


  • Безусловная любовь и забота: родители дают ребенку чувство безопасности, уверенности в себе и доверия к миру.
  • Формирование ценностей: именно в семье ребенок усваивает нравственные ориентиры — что такое добро, честность, уважение, ответственность.
  • Личный пример: дети перенимают от родителей манеру общения, привычки, отношение к труду и к окружающим.
  • Раннее развитие: родители помогают ребенку осваивать речь, знакомиться с окружающим миром, развивают мышление, фантазию и моторику через игры и занятия.
  • Поддержка индивидуальности: семья помогает ребенку принять себя, развивать свои способности и поддерживает его в сложных ситуациях.
  • Обучение самостоятельности: родители воспитывают у ребенка бытовые навыки, учат ответственности и умению принимать решения.


Родители по закону (ст. 63 СК РФ) несут основную ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Они формируют основы личности, передают семейные ценности, привычки, нормы поведения, заботятся о здоровье, бытовых навыках, эмоциональном благополучии ребенка.


Как определить, что ребенок готов к школе


Перед поступлением в школу ребенка могут пригласить на психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты изучат увидеть особенности развития ребенка и при необходимости подберут рекомендации — например, посоветуют специальную программу или школу, где учитываются особенности слуха, речи и других сфер.


Если в базовых навыках ухода за собой и самоконтроля есть пробелы, учеба в первом классе может даваться тяжелее. Потребуется больше времени на адаптацию, а желание учиться за это время может ослабнуть.


Школьные правила тоже могут оказаться неожиданным испытанием: строгий режим, необходимость слушать учителя и сдерживать импульсы на уроках. Если вы замечаете, что какие-то навыки пока не сформированы, лучше заранее потренироваться — так ребенку будет проще войти в школьную жизнь.


Как проверяют готовность к школе


Отметьте все пункты, которые подходят вашему ребенку, поставив галочку. Каждая галочка — 1 балл.


Математическая готовность


  • Знает все цифры.
  • Умеет писать все цифры.
  • Соотносит числа с количеством (например, понимает, что три яблока — это цифра «3»).
  • Знает все буквы алфавита.
  • Может прочитать простое слово и понять его значение.
  • Умеет рисовать линии и простые фигуры (круг, квадрат, треугольник). Правильно держит ручку.
  • Ориентируется в пространстве листа и знает, как писать в тетради.


Интеллектуальная готовность


  • Может запомнить и воспроизвести предложение.
  • Способен удерживать внимание на уроке в течение 20 минут.
  • Может срисовать с доски букву, цифру или рисунок без помощи взрослого.
  • Быстро усваивает новый материал, например, запоминает и повторяет условие задачи или несколько несвязанных слов.
  • Находит лишний предмет в списке и объясняет свой выбор (например: картошка, лук, капуста, персик).
  • Умеет решать логические задачи и понимает причинно-следственные связи.
  • Отгадывает простые загадки.


Психологическая готовность


  • Готов выполнять необходимые задания, а не только те, которые ему нравятся.
  • Умеет следовать простым правилам.
  • Проявляет интерес к учебе, есть внутренняя мотивация.
  • С радостью идет в школу, а не только занимается с репетиторами и читает книги дома.
  • Умеет работать в группе, а не только индивидуально.
  • Сам одевается, следит за своими вещами и заботится о базовых потребностях.
  • Чувствует себя уверенно без родителей, умеет просить о помощи, задавать вопросы, здороваться и отказываться.


Физическая готовность


  • Может сидеть за столом 15–20 минут, не отвлекаясь и не ложась на стол.
  • Поддерживает бодрствование в течение дня, просыпается и обедает по расписанию, двигается в соответствии с распорядком.
  • Моторно ловкий: может ловить мяч, бегать, прыгать галопом, боком и приставным шагом.
  • Умеет работать с тетрадным листом, размещать объект в клеточках или на линии.
  • Удерживает себя от импульсивных реакций: не выкрикивает и не подскакивает с парты.
  • Имеет хороший аппетит, здоровый сон и стабильный режим.
  • Ощущает, когда ему жарко, холодно, нужно в туалет или он проголодался, и может об этом сказать.


Оценка готовности к школе:


25 и более баллов — ребенок будет комфортно в школе.

15-24 балла — лучше посетить подготовительные занятия.

Менее 15 баллов — стоит проконсультироваться с нейропсихологом, чтобы проработать все моменты, которые могут затруднить обучение.


Подготовительная школа — плюсы и минусы


Подготовительная школа (или курсы перед 1-м классом) — форма дополнительной подготовки детей, которым предстоит переход в начальную школу. Как правило, в рамках этих курсов дети проходят азы академической подготовки и буквально учатся учиться в школе.


Плюсы подготовительной школы


  • Постепенная адаптация к школьной среде


Даже короткие получасовые уроки, какие часто проводят в дошколке, сильно отличаются от привычных детсадовцам занятий. Переходный этап помогает привыкнуть к школьному режиму и формату уроков.


  • Возможность заранее познакомиться с учителем и школой


Если ребенок ходит на подготовительные курсы в ту же школу, куда потом будет поступать, это отличная возможность сразу понять, как что устроено в заведении. Конечно, всей картины не сложится, но общие впечатления уже помогут сделать необходимые выводы.


  • Дисциплина и правила поведения


На подготовительных занятиях дети учатся важным школьным привычкам: сидеть за партой, поднимать руку, выполнять задания по инструкции, правильно обращаться к учителю. Всё это помогает им легче влиться в школьную жизнь.


  • Академические навыки


Дошкольники осваивают азы чтения, письма и счета, тренируют речь, внимание и логику. Благодаря этому им проще идти в ногу со сверстниками и не чувствовать себя «отстающими» в первом классе.


  • Общение и работа в группе


Во время занятий дети учатся взаимодействовать с новыми ребятами, договариваться, дружить и мириться после ссор. Это очень важно для комфортного старта в новом коллективе.


  • Уверенность и интерес к учебе


Ребенок, который прошел подготовку, чувствует себя увереннее, меньше боится ошибок и новых заданий. Это помогает ему сохранить интерес к учебе впоследствии, а на занятия ходить с радостью.


Минусы подготовительной школы


  • Риск перегрузки


Если занятия слишком серьезные, без игр и смены активности, ребенок может устать от учебы еще до школы. Потом это выльется в истерики и игнорирование занятий.


  • Меньше времени на свободную игру


Иногда родители боятся, что ранняя учеба «украдет» у ребенка детство — ведь игра, творчество и беззаботность тоже очень нужны для развития.


  • Разные программы


Не все курсы одинаковые: где-то больше учат читать и писать, где-то — работать в группе. Из-за этого дети могут приходить в школу с разным уровнем подготовки, и кому-то наверняка будет сложнее.


  • Слишком высокие ожидания родителей


Иногда успехи на курсах вдохновляют родителей требовать от ребенка только отличных результатов. Это может вызвать у ребенка стресс и подорвать уверенность в себе.


  • Трудности с самостоятельностью


Даже хорошо подготовленный ребёнок может растеряться в школе, если сильно привязан к родителям и пока не привык сам просить о помощи, задавать вопросы или решать небольшие трудности.


Подготовительные классы нередко организуют при школах. Часто эти занятия ведут учителя, которые потом становятся классными руководителями тех же дошколят, перешедших в первые классы. Еще одна опция — частные курсы дошкольной подготовки, как правило, более унифицированные, а порой и качественные.


Выбирать между двумя основными опциями стоит исходя из предпочтений ребенка и уровня его подготовки.


Подготовительная школа, детский сад или домашнее обучение — как выбрать


Детский сад — отличный вариант для детей, которым важно научиться общаться со сверстниками и привыкнуть к режиму дня. Здесь ребенок учится самостоятельности и социализации, что сильно помогает при переходе в школу. Но есть и нюансы: воспитатели в саду не всегда могут уделить воспитаннику каждому достаточно внимания.


Подготовительная школа хорошо подходит тем, кто хочет сделать переход в первый класс максимально плавным. Здесь дети знакомятся с учебным процессом, будущими одноклассниками и учителями, что снижает тревожность. Плюс — освоение базовых учебных навыков в реальной школьной атмосфере. Минус — нагрузка может оказаться слишком высокой. С другой стороны, это покажет, что ребенку нужно чуть больше времени перед переходом в школу.


Домашнее обучение дает максимум свободы: можно строить занятия под особенности ребенка, развивать творческие или специальные навыки, планировать расписание как удобно. Такой формат часто выбирают семьи, которые много путешествуют или хотят уделять учёбе больше индивидуального внимания. Но здесь тоже есть сложности: на родителей ложится большая ответственность за процесс, а ребенку может не хватать общения со сверстниками.


Поэтому правильного ответа на вопрос о том, что лучше — подготовительная школа, детский сад или домашнее обучение, — нет. В каждой ситуации родителям стоит ориентироваться на потребности и дефициты своего собственного ребенка. Тем более, что все эти три формы воспитания и обучения устроены по-разному. Экспериментируйте и ищите свой вариант — он обязательно найдется.

42