Многим знакома аббревиатура IQ. Возможно, вы или ваш ребенок проходили тесты на уровень академического интеллекта. А есть еще и EI - эмоциональный интеллект - способность распознавать свои и чужие эмоции и чувства и управлять ими. Для успеха и высоких достижений в жизни эмоциональный интеллект не менее значим, чем обычный. Разбираемся, что это такое и можно ли его развивать у подростков. Читайте статью и слушайте подкаст, в котором Анна Царева обсуждала эту тему с главным редактором “Родителей” Анной Бабиной.
Что такое социально-эмоциональный интеллект и в чем его особенности у подростков?
Еще в 1920х годах тему социального интеллекта человека поднял Эдвард Торндайк как “умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми”.
В 1940х годах тему эмоционального интеллекта поднял американский ученый, врач психиатр Дэвид Вэкслер. Он известен многим как автор теста на уровень интеллекта, который и по сей день в разных модификациях применяется для тестирования интеллектуальных способностей и диагностике, например, когда нужно подобрать специальную программу обучения для ребенка с интеллектуальными затруднениями. Так вот именно Вэкслер обратил внимание на то, что классический интеллект играет далеко не ведущую роль, когда речь идет о жизни человека в обществе и его успешности.
С 1980х годов социально-эмоциональный интеллект стал популярной темой для исследований, а с 2000х о ней стали говорить и в России.
Сейчас о необходимости развивать социально-эмоциональный интеллект в той или иной мере говорят многие в сфере образования. Особенно когда речь идет о метапредметных компетенциях: коммуникация, командная работа. То есть способности человека достигать своих целей без привязки к конкретным знаниям. И вот эти способности контактировать с людьми, чтобы эффективно добиваться поставленных целей и сохранять человеческие отношения, очень важны для успешности человека в современном мире.
Если вернуться к теме подростков, то, как и другие компетенции, социально-эмоциональный интеллект в этом возрасте развивается. А в силу особенностей психики подростка, является весьма уязвимой компетенцией.
Зачем подростку развивать социально-эмоциональный интеллект?
Прежде всего, чтобы добиваться успеха оптимальным способом. А он, чем бы подросток ни занимался, всегда связан с человеческими контактами. Не стоит забывать, что вопрос отношений стоит на первом месте в подростковом возрасте. Если что-то не клеится с друзьями и близкими, у подростка просто не остается сил и ресурса на многое другое.
Сейчас принято социально-эмоциональный интеллект трактовать очень широко и включать в него такие составляющие, как:
- самопознание,
- саморегуляция,
- мотивация,
- эмпатия,
- навыки общения с людьми.
Подробнее хочется остановиться на эмпатии. Очень часто под эмпатией понимают сострадание. Но это неверно. Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека и осознать ситуацию с его позиции. Эмпатия включает в себя:
- эмоциональный аспект,
- интеллектуальный аспект,
- эмпатический ответ.
Если говорить проще, эмпатичный человек может испытать чувства, которые испытывает другой человек в конкретной ситуации, понять головой, как эта ситуация выглядит глазами другого. А также, что очень важно, эмпатичный человек хочет и может помочь другому, причем, в состоянии выбрать подходящий способ, а не “наломать дров”.
Развитая эмпатия помогает понимать людей на глубоком уровне, вызывать и оправдывать их доверие.
Помогает ли школа развивать социально-эмоциональный интеллект и эмпатию?
Для развития этих компетенций, умений и навыков необходимы определенные условия. Это и командная работа, и отсутствие личной конкуренции, и атмосфера доверия. И конечно хороший пример окружения, прежде всего, взрослых.
Большинство форматов работы в школе, а также “школьные отношения” совсем не помогают развивать эти качества.
В школе дети чаще всего работают автономно, а ценностью считается индивидуальные достижения. Даже проектная деятельность, в которой как раз должна развиваться коммуникация, в старшей школе должна быть индивидуальной.
Также довольно сложно сформировать доверие и развивать эмпатию, когда учитель часто стоит в позиции оценивающего, а то и наказывающего.
Намного лучше социально-эмоциональный интеллект развивается у подростка вне школы: в клубе или кружке по интересам, в туристической деятельности, волонтерстве и прочих активностях.
Как развить эмпатию у подростка?
Многие родители хотят, чтобы ребенок достиг успеха и хотели бы, чтобы он развивал как минимум коммуникативные навыки. Если школа помочь не может, что делать?
Обеспечьте ребенку занятие и круг общения, где дети и взрослые находятся в нешкольных отношениях. Это может быть и театральная студия, и кружок робототехники. Особенно важно, чтобы у людей там была совместная деятельность и командная работа ради общего результата.
И все же все начинается с семьи. Лучшую основу для социально-эмоционального интеллекта закладывают понимающие и эмпатичные родители, которые выстраивают доверительные отношения с ребенком с раннего детства.
Если же вы сами не можете показать ребенку пример, не стоит отчаиваться.
Во-первых, такая ситуация может стать поводом для саморазвития. Почему бы не отложить дела и самому не записаться на курсы, регулярные занятия чем-то чем вам хотелось бы. Новый круг общения и общение с людьми непременно даст положительный результат.
Во-вторых, помогите ребенку попасть в среду людей с близкими интересами, где люди на практике реализуют гуманистические ценности и занимаются чем-то интересным. Это может быть и эффективный путь к выбору профессии, и круг людей, в котором ваш ребенок сможет развивать свой социально-эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект развивается и при помощи специальных тренингов командной работы, командных игр и прочих активностей. Поощряйте участие ребенка в них - и все получится!