Сколько карманных денег давать ребенку и как это делать правильно?

15.01.2022
Анна Царева
Учительница
1x
00:00
00:00

Ольга Бизина, психолог, эксперт программы профориентации и развития подростков “Система выбор” дала интервью Анне Царевой, которое вы можете услышать в подкасте. В статье - главные идеи этого интервью и ответы на популярные вопросы родителей. 

  • Когда начинать давать карманные деньги? 
  • Как это делать правильно? 
  • Можно ли поощрять деньгами хорошее поведение или успеваемость? 
  • Как приучить ребенка к финансовой ответственности? 
  • Как относиться к легальной и нелегальной подработке ребенка и стимулировать его становиться финансово самостоятельным?


Карманные деньги - это способ научить ребенка финансовой грамотности и самостоятельности. Довольно часто конфликты из-за денег с подростком возникают именно потому, что родители не простроили взаимотношения по поводу денег правильно и ребенок просто не понимает причин ограничений или требований взрослых, считая их прихотью. Разбираемся по порядку.


Когда начинать давать ребенку первые карманные деньги?


Детей нужно приучать распоряжаться личными финансами еще до школы. Если это не сделает разумный взрослый, ребенок может оказаться не готов к неизбежным испытаниям, которые его ждут в обществе.

Уже в начальной школе ребенок неизбежно вступит в финансовые отношения: он сможет покупать себе вкусное в школьной столовой или там, где он занимается в кружках и секциях. Он столкнется с тем, что у него есть потребности что-то приобрести, когда родителей нет рядом - и с этим нужно будет как-то разобраться. Именно поэтому родителям стоит самостоятельно начать обучение ребенка финансовым операциям еще до школы.


Как приучать ребенка распоряжаться деньгами?


Взрослым часто непросто представить себе, как в голове маленького ребенка выглядят финансовые отношения. Факт в том, что его представления о деньгах сильно отличаются от наших - взрослых. Поэтому я рекомендую обратиться к интересным и грамотным книгам, которые написаны специально для семейного чтения и обсуждения вопроса денег с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.



Что почитать о финансах с ребенком?


Книга, которую можно взять и читать с ребенком вместе в свободное время еще в дошкольном возрасте, - это “Волшебный банкомат” Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной. Авторы ориентируются на детей 5-7 лет и подают материал действительно понятно. Советую родителям читать детям вслух, даже если дети могут читать самостоятельно. Это поможет сразу же обсудить возникающие у ребенка вопросы и дать ему свои комментарии.


Детям в начальной школе советую книгу “Пес по имени Мани” немецкого автора Бодо Шефер, которую очень удачно перевели и адаптировали для русскоязычной аудитории. Опять же лучше читать вместе с ребенком - от книги взрослые получают удовольствие и даже узнают много нового о финансовой грамотности. Это как сходить на детский фильм под предлогом “ради ребенка”.


Книги помогут обсудить, откуда берутся деньги в семье и другие вопросы, которые приводят к конфликтам, если у ребенка нет правильного представления о финансах.


Как выдавать первые карманные деньги?


Дошкольнику можно поручать сделать покупки на свой выбор в условиях ограниченных финансов. Например, прийти в большой магазин, дать ему определенную сумму и разрешить распределить деньги самостоятельно. Очень мотивирует заниматься арифметикой и контролировать свои импульсы.


Важно в этой ситуации не контролировать ребенка, не критиковать его выбор, а просто комментировать результат. Например, ему не хватило денег и пришлось на кассе отказаться от какого-либо товара. Он захотел вещь, которая стоит дороже, чем выделенная сумма, - что такое откладывать деньги и копить. 


Здорово первые опыты проводить с наличными деньгами, а не с карточкой. Психологи знают, что обучать времени лучше на обычных стрелочных часах, а обращению с деньгами - на наличных. Дело в том, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще нет умения оперировать абстракциями. Как раньше в первом классе мы все работали со счетными палочками и другим наглядным материалом, так и нужно действовать сейчас - ребенок лучше усваивает счет и ограниченность ресурса, когда у него есть наглядный материал в физическом мире: банкноты и монеты.


На расчеты по карточке лучше переходить тогда, когда ребенок уверенно владеет счетом, понятием сотен и десятков. Обычно это первый-второй класс начальной школы. Если мы вынуждены давать карточку раньше, то стоит вести параллельный счет на “условной валюте” дома. Например, отрисовать банкноты и монеты, сделать игровой “банк” дома.



Сколько карманных денег давать школьнику и как?


Начать стоит даже не с самого ребенка, а с взрослых, которые его окружают, чтобы создать единые правила. Очень часто родители договариваются о правилах выдачи денег, а ребенок понимает, что можно выпросить что-то у бабушек и дедушек или манипулировать мамой и папой в ситуации конфликта. В итоге представление о финансовой грамотности у него оказывается размытым, и мы не достигаем своей цели. Так что начинаем с договоренности между взрослыми. 


Пять правил выдачи денег на карманные расходы


  • Установите четкие и понятные правила: в течение года ребенок раз в неделю получает определенную сумму. Эта сумма не зависит от его поведения, успеваемости, ошибок в тратах и т.п. Она точно будет.
  • Это деньги, которыми ребенок распоряжается полностью самостоятельно, его расходы не контролируются. Это действительно его деньги.
  • Дополнительные деньги он получает только в случае особых обстоятельств и под конкретную цель, которая не является обычной и рутинной. Например, у друга день рождения и нужен подарок. Или на свой день рождения он хочет получить деньги. Это уже вопрос для обсуждения, когда родители могут согласиться или отказать.
  • Раз в год пересматривайте сумму. Ребенок растет, все больше передвигается по городу самостоятельно, больше времени проводит без родителей - ему нужно больше денег. Назовем это условно “индексацией карманных денег”.
  • Если ребенок потерял деньги, нерационально потрати и т.п., он не должен получать компенсацию за неуспех. Это не повод получить дополнительные деньги на карманные расходы. Звучит жестоко, но иначе мы не научим маленького человека ответственно относиться к деньгам.


Можно ли наказывать ребенка лишая его денег?


Как мы уже сказали раньше, еженедельные деньги на карманные расходы не должны зависеть от поведения или успеваемости. Их цель не поощрять или наказывать, а научиться пользоваться личными финансами.


Задачи, которые решает ребенок, распоряжаясь деньгами:

  • Распределять ресурсы, которые есть в наличии.
  • Контролировать импульсы своих желаний.
  • Противостоять усилиям рекламщиков и маркетологов.
  • Нести ответственность за ошибки.
  • Отказывать друзьям, которые просят денег или приглашают скинуться на что-то.
  • Навык копить и откладывать.


Лишая ребенка денег мы ставим его в ситуацию неопределенности с финансами, к которой он пока не готов. Сначала ему надо научиться планировать траты в ситуации стабильного поступления финансов. С возрастом его запросы будут возрастут, он научится подрабатывать и неопределенности в его жизни будет немало. 


Родители, которые манипулируют еженедельными карманными деньгами “могу дать, могу не дать” подрывают доверие ребенка. Это имеет негативное влияние на доверительные отношения в семье в целом, поэтому лучше так не делать.


Можно ли поощрять ребенка за хорошую учебу и поведение при помощи денег?


Я не рекомендую награждать ребенка деньгами за учебу, поведение или выполнение домашних обязанностей. Если мы идем по этому пути, мы совершаем опасную подмену понятий, которая в итоге негативно влияет на отношения в семье.


Когда объем денег зависит от каких-то условий, ребенок начинает воспринимать эти самые условия как работу и делать ее ради того результата, за который получит деньги. В результате он смотрит на учебу не как на получение знаний, а как на способ получить пятерки. Интерес к познанию и творчеству отходит на второй план, и он сосредоточится на способах получить оценку, а не знания.


На домашние обязанности в таких условиях он будет смотреть не как на помощь любимым людям или ответственность за близких, а как на работу. Будет трудно выстроить доверительные отношения и получить теплое отношения от человека, для которого помыть посуду - это бизнес, а не умение увидеть, что мама уже без задних ног и ей нужна помощь.


Когда вы ставите денежное мерило для поведения, то вы вынуждаете ребенка лгать и скрывать реальность. Деньги - это очень сильный мотиватор для любого человека, но, давайте будем честны с собой, он не работает на создание близких отношений и доверия. На работе, где премия зависит от индивидуального результата, люди склонны использовать друг друга, а не сотрудничать. Да, их соревновательность может быть на пользу финансовым показателям компании и в рамках рабочих отношений это нормально, но ведь семья - это не работа, поэтому измерять проявление человеческих отношений деньгами - это путь к разрушению семейных отношений, превращение их в деловые.


Если вы хотите, чтобы семейные отношения строились на доверии и поддержке, не вводите денежное поощрение за поведение ребенка.


Как относиться к нелегальной подработке ребенка?


Сейчас многие дети получают первый заработок за счет перепродажи чего-то в близком кругу. Частый случай: ребенок приобрел что-то дешево и перепродал одноклассникам подороже. Например, купил условный чупа-чупс за рубль, принес в школу, где чупа-чупсы не продают, и продал одноклассникам по 4 рубля. На языке бизнеса он удовлетворил импульсный спрос и получил прибыль. Но взрослых это часто смущают: заработал на друзьях, не был щедрым и т.п.


Я рекомендую в такой ситуации не ругать и не критиковать ребенка и уж тем более не требовать вернуть деньги. Если вы имеете возможность, обсудите эту ситуацию со всеми детьми-участниками процесса. Называйте вещи своими словами: очень часто бизнесы строятся на этой схеме. Человек, который может предсказать спрос и видит, что может заработать на этом, получает прибыль. Покупатели должны понимать, за что они платят: за то, что им лень или некогда приобрести товар там, где он стоит дешевле, поэтому они готовы заплатить сверху, когда у них возник импульсный спрос. Также стоит просветить ребенка о том, как во взрослом мире ведется такой бизнес, какие налоги придется платить, если ты, скажем, заведешь свой интернет-магазин, который работает с секонд-хендом: нашел в массовом секонде эксклюзив, понял, что можешь продать дороже и доставить клиенту на дом. Получится полезная дискуссия, а участники процесса будут принимать решения осознанно.



Как приучать подростка к финансовой самостоятельности?


Конечно, с возрастом ребенок становится все более самостоятельным. Ему хочется больших благ, чем он может позволить себе за карманные деньги - и он находит подработку. Это нормально и правильно.


Нужно ли ограничивать ребенка? Многие родители, которые запрещают детям подрабатывать, чтобы они не отвлекались от учебы, редко бывают правы. Во-первых, остановить ребенка они не смогут. Во-вторых, дети начнут им больше врать. В-третьих, ребенок не потратит это время на учебу все равно.


Советы родителям, которые опасаются подработок в подростковом возрасте:


  • Прислушайтесь к себе: вы правда беспокоитесь об успеваемости, а не выражаете свою тревогу по поводу взросления ребенка и выхода его из-под контроля? Ведь деньги - это ресурс, который позволяет человеку стать независимым.
  • Помогите ребенку спланировать время, а не заставляйте отказываться от подработки.
  • Обсуждайте с ним полученный опыт - он поможет профориентации ребенка, даже если он просто курьер. Он начинает мыслить взрослыми категориями - будущее, заработок, ответственность.
  • Выражайте негатив только по поводу незаконного заработка. Помогите ребенку разобраться в возможных последствиях, если он ввязался в подозрительную аферу. Важно: если вы сами не компетентны, не запрещайте “на всякий случай”, а вместе сходите к независимому юристу. При таком отношении ребенок не будет скрывать от вас свою жизнь, а поймет, что он может к вам обратиться, если попадет в беду.
  • Не изымайте у ребенка то, что он заработал сам. Это его деньги. Можно договориться с ним, что он будет сам, например, оплачивать свой мобильник, но подход “раз ты начал зарабатывать, плати коммуналку” включать до достижения ребенком 18ти лет не стоит. Формально он - несовершеннолетний, вы должны о нем заботиться. Вот когда он становится взрослым, нужно обсудить, в каком объеме и при каких условиях вы готовы его поддерживать материально. Например, студент дневного отделения вуза с серьезной академической программой может рассчитывать если не на карманные деньги, то на денежные подарки по особым случаям. Ведь он не может много зарабатывать, когда ему нужны время и силы на учебу.


В общем и целом, вопрос карманных денег исчерпать сложно. Как бы цинично это не звучало, но деньги - сложная и интимная вещь, которая проявляет и регулирует отношения. Главное, понимать, как денежные отношения, которые вы выстраиваете с ребенком по поводу карманных денег, влияют на ваши отношения и его развитие.