Ребенок нашел деньги: как поступить

05.04.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

Многие дети любят читать книжки про пиратов или смотреть фильмы про грозных, смелых и сильных морских разбойников. Надо признать, в этом окутанном романтическим ореолом образе привлекает многое, ведь настоящий пират делает, что хочет, плавает по морям со своей верной командой, оказывается в экзотических странах, ввязывается в захватывающие морские сражения и… находит клады, конечно же! А потому умы юных искателей приключений нередко оказываются захвачены идеей поиска своего собственного таинственного и непередаваемо ценного сокровища. Правда, в реальной жизни, откопать с сундук с золотыми пиастрами на необитаемом острове доводится немногим… Но разве столь уж важны обстоятельства нахождения ценностей и разве имеет какое-нибудь значение их внешний вид?


Почему добычей начинающего пирата не может стать, например, кошелек, оброненный невнимательным прохожим на шумной городской улице? Или пара купюр, забытая владельцем в банковском автомате? Или, например, золотой перстень, беспечно забытый кем-то на краю раковины?

Что делать, если ребенок поддался соблазну забрать себе дорогостоящую находку? Сейчас разберемся.

Где нашел


Прежде всего необходимо выяснить, где именно юный искатель приключений обнаружил свое сокровище? Ведь если горсть монет или шкатулка с драгоценностями попала к ребенку в руки, когда он, например, играл в саду на даче, тогда его можно поздравить - ведь он утер нос свирепым пиратам и нашел самый настоящий клад! В Гражданском кодексе РФ этому понятию дается четкое определение, которое звучит следующим образом: «Зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право».


Важно учесть, что не менее четко сформулированы и рекомендации относительно того, как именно стоит поступать с подобной находкой. Все очень просто - о ней нужно незамедлительно сообщить в полицию! Там будет установлено, действительно ли обнаруженные деньги или драгоценности являются бесхозными. Если владелец сокровищ не заявит на них свои права, будет проведена экспертная оценка найденных предметов, и в случае, если окажется, что клад не представляет исторической и культурной ценности - он будет полностью передан в руки нашедшему вместе с правом распоряжаться найденным по своему усмотрению. Если же обнаружится, что найденные предметы представляют интерес для государства с точки зрения их культурной значимости - кладоискателю будет выплачена компенсация в размере 50% от стоимости клада.


Необходимо учитывать, что клад принадлежит нашедшему полностью только если он является собственником места, где найден клад. В иных случаях он делится пополам — между владельцем участка и кладоискателем (если до этого они не заключили соглашение на других условиях). Однако если собственник не давал свое разрешение на поиски, то все найденное принадлежит ему как владельцу земли или помещения.


Может сложиться и совершенно иная ситуация - ребенок может найти “сокровище” на улице по пути в школу или во время прогулки в парке. Пухлый кошелек, оставленный кем-то на скамейке, пачка купюр, лежащая на тротуаре или дорогой аксессуар, поблескивающий в траве, безусловно, выглядят очень заманчиво и привлекательно. Однако поступать с ними стоит все тем же надежным и единственно верным образом - нести в полицию!


  1. Во-первых, деньги или ценные вещи, могут оказаться оставлены на видном месте намеренно. Что если это хитрая уловка мошенников, которые позже могут попытаться обвинить нашедшего в краже и начать вымогать “компенсацию” за нанесенный урон?
  2. Во-вторых, важно учесть, что возможно, истинный владелец найденных вещей уже стал жертвой преступления. Вдруг пухлый кошелек на скамейке на самом деле пуст, потому что кто-то уже бессовестно запустил в него свою руку? Вдруг пачка купюр выпала из сумки хозяина вовсе не случайно? Вдруг телефон на обочине дороги уже был украден у того, кому он принадлежит по праву, а выброшен злоумышленником оказался лишь потому, что тот не смог обойти хитроумную защитную систему современного гаджета? В таком случае, хозяин утерянных предметов, скорее всего, сам направится в полицию, а ребенок, нашедший их, существенно поможет как пострадавшему, так и правоохранителям, вернув пропажу владельцу.
  3. В-третьих, даже если личность человека, чья вещь попала в руки юного искателя приключений, не удастся установить сразу, по закону у него будет еще целых 6 месяцев на то, чтобы заявить свои права на находку. В случае же, если хозяин денег и или ценных предметов так и не вспомнит о пропаже за полгода - находка будет передана в руки того, кто ее обнаружил.


Наконец, если бесхозный предмет оказался обнаружен ребенком в помещении - в кинотеатре, куда он отправился вместе с друзьями, в спортзале, где проводятся его дополнительные занятия, или даже в школе - лучше всего обратиться по этому поводу к администрации заведения и предоставить им заботу о поиске владельца. С большой долей вероятности человек вернется за пропажей, если же нет, находка будет передана в полицию.


Нашел ли?


Важно обсудить с ребенком само определение понятия “находка”. Ведь найденным считается лишь тот предмет, хозяина которого еще только предстоит установить. Если же человек, подбирающий с земли упавший кошелек, видел, из чьего именно кармана тот выпал, но договорившись с собственной совестью, решил не возвращать его хозяину, это вполне может быть квалифицировано как мелкое хищение (статья 158.1 УК РФ) или даже кража (статья 158 УК РФ). За это подросток может оказаться на учете в правоохранительных органах.

В случаях, когда истинный владелец денег или ценных предметов очевиден - самым верным решением будет незамедлительное возвращение их в руки хозяина.


Как Вы узнали о находке?


Наиболее благоприятный вариант развития событий - это тот, в котором ребенок сам рассказывает родителям о произошедшем, советуется с ними насчет того, как лучше поступить в сложившейся ситуации, что сделать в с найденными деньгами или ценностями. В таком случае, взрослые имеют возможность здраво оценить ситуацию и выработать вместе с ребенком самый верный и безопасный план действий. Необходимо похвалить ребенка за внимательность и ответственное отношение к чужой собственности, за честность и желание решить проблему вместо того, чтобы потратить обнаруженные деньги или оставить себе красивый аксессуар.

Стоит заранее обговорить с ребенком возможные последствия необдуманных действий в случае обнаружения ценного “клада”, предупредить о неуместности “самодеятельности” в поисках владельца пропажи и абсолютной неприемлемости присвоения найденного. 


План действий


Стоит еще раз обратить внимание ребенка на то, что пиратские клады, зарытые на необитаемых островах - это совсем не то же самое, что ценности, найденные во время прогулки на детской площадке и поездки в гости к другу! У предметов, найденных юным исследователем на улице, в магазине или в школе, скорее всего есть вполне определенный владелец, которому будет очень неприятно обнаружить пропажу! Поэтому самым благородным и честным поступком со стороны нашедшего станет незамедлительная передача их в руки людей, не только способных, но и обязанных решать подобные проблемы - полицейских. Необходимо напомнить ребенку, что чистая совесть - сокровище куда более ценное, чем все сундуки с золотыми монетами вместе взятые!


К тому же, можно мягко предложить ребенку выбрать себе в примеры для подражания не пиратов, а, например, благородных рыцарей, отважных исследователей космоса или могущественных волшебников, помогающих окружающим, бережно относящихся к другим и спасающих тех, кто попал в беду.

Листайте также
№1
06.09.2021
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
№1
26.08.2021
Как уладить конфликт с классным руководителем