“Я работаю “пионервожатой” для разработчиков”. Как внеурочная деятельность помогла выбрать профессию скрам-мастера

28.03.2023
Анна Царева
Учительница
1x
00:00
00:00

Склонности и увлечения у многих появляются еще в детстве. Как подростковые хобби в будущем могут стать делом жизни, узнала на собственном опыте Полина Бочарова, скрам-мастер отдела веб-разработки MAXIMUM Education, и рассказала Анне Царевой в подкасте. В статье даем краткую выжимку из диалога и советы родителям.


Зачем разработчикам “пионервожатые”?


Разработчики - это люди, которые любят решать логические задачи, систематизировать их и переводить с языка повседневного общения на компьютерные языки. Разработка всегда тесно связана с бизнесом. Чтобы ускорить процесс разработки и сделать его более эффективным для конкретных условий, необходимо понимать правила игры. 


Для этого нужны скрам-мастера - люди, которые будут управлять проектной деятельностью, так называемые “пионервожатые для разработчиков”.


Как внеурочная деятельность помогает в будущем стать успешным взрослым человеком


Независимо от того, как подросток начал заниматься внеурочной деятельностью - по совету друзей, учителей, родителей или, может быть, по собственному желанию, - эти занятия в любом случае принесут ему пользу. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми, планировать, в команде организовывать и решать общие задачи. Все эти навыки называются soft-skills. Не владея ими, в современном мире непросто построить успешную карьеру. 


Конечно, подросток, когда ходит на кружки или факультативы, не задумывается о том, какое влияние это оказывает на его дальнейшую жизнь. Ему просто весело заниматься вместе с друзьями и единомышленниками интересным делом. Тем не менее, даже не осознавая того, ребенок уже закладывает основу для своего развития как профессионала.



Должна ли школа обеспечивать развитие soft-skills


Школа и различные организации внеурочной деятельности подростков преследует разные цели. Основная задача учебного учреждения - дать образование, качественно и доступно передать ребенку знания. Кружки и факультативы же занимаются развитием подростка как личности, воспитывают его. Чаще всего эти цели и задачи подросток реализует все-таки в разное время. Однако, если бы дополнительная внеурочная деятельность организовывалась именно в школе, это могло бы способствовать и достижению ее основной, а именно образовательной цели: самим подростком было бы интересно ходить на уроки и пробовать применить полученные навыки в учебной жизни. 


К сожалению, не все учителя и даже родители воспринимают желание учеников активно участвовать во внеучебной жизни школы, потому что воспринимают это как потенциальную угрозу успеваемости: им не нравится, когда полкласса отпрашиваются на репетицию мероприятия вместо того, чтобы сидеть на математике. 


Как побудить подростка начать принимать самостоятельные решения


К сожалению, сейчас подростки все больше снимают с себя ответственность за свою жизнь. Многие родители принимают за школьников решение, на какие кружки и секции им ходить, чем заниматься на каникулах, куда поступать после девятого или одиннадцатого класса. Это приучает подростков к мысли, что их мнение ничего не решает, и его жизнь в любом случае организуют и устроят родители. В подобной атмосфере очень сложно становиться самодостаточной личностью. 


Часто такие подростки чувствуют себя запутавшимися, беспомощными, потерявшимися. Чтобы помочь им, необходимо задать вопрос: чего, как им кажется, они хотят в данный момент. Вполне естественно, если подросток скажет, что не знает. В таком случае важно дать ему понять, что это нормально, в этом нет ничего страшного. И когда ребенок осознает это, успокоится, почувствует себя в безопасности, можно вместе с ним начинать работу по поиску той деятельности, которая ему по душе.



Обязательно ли искать организацию для внеучебных занятий


У подростка, который хочет вести активную жизнь помимо учебной, есть несколько путей.


  1. Узнать, есть ли какие-то внеурочные организации в школе. Возможно, в учебном заведении уже есть кружки по интересам или же группа инициативных ребят, которые занимаются художественной самодеятельностью, организуют праздничные мероприятия для учеников или учителей. Можно попробовать присоединиться к ним.
  2. Если в школе таких инициативных команд нет, можно выбрать другую организацию. Это может быть клуб, центр детского и юношеского творчества, театральная студия, спортивная школа, тематический лагерь, причем в лагере старшеклассники могут не только отдыхать, но в некоторых случаях быть вожатыми или помощниками вожатых для младших отрядов.


Должен ли подросток уже в школе понимать, кем он хочет быть?


Когда взрослые требуют от ученика ответ ученика, куда он хочет поступать и кем работать, часто он начинает паниковать, потому что его заставляют одномоментно решить свою судьбу, дать окончательный ответ на важнейший жизненный вопрос (а иногда этот ответ должен быть еще и желаемым). На самом деле, нет ничего страшного, если старшеклассник не готов принять окончательное решение относительно своей будущей карьеры. Не всегда профессиональный путь человека складывается линейно. 


Подросток может обучаться в профильном химико-биологическом классе, но при этом увлеченно читать книги по экономике и бизнесу, поступить на экономический факультет, а в свободное от учебы заниматься организацией внеучебных студенческих мероприятий и в итоге стать хорошим управленцем.



Грамотно организованная внеучебная деятельность, безусловно, помогает подростку приобрести навыки, которые позволят ему реализовать успешную карьеру. Конечно, когда ученик переходит в старшие классы, учителям и родителям кажется, что кружки и секции будут отвлекать его от учебы и подготовки к экзаменам, однако здесь необходимо соблюдать золотую середину: конечно, в центре внимания на этом жизненном этапе должна быть подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, однако важно понимать, что экзамены рано или поздно пройдут, а вот навыки, которые подросток получит, останутся с ним на всю жизнь.