Онлайн-курсы подготовки к экзаменам: как заставить ребенка учиться самостоятельно

27.10.2025
Надежда Иванова
Школьный учитель, классный руководитель и мама

Онлайн-курсы могут быть высокоэффективным дополнением к традиционной подготовке, но их успех зависит от осознанного выбора и самодисциплины ученика.


Важность ЕГЭ и ОГЭ растёт, поступить хотят все, при этом цифровых образовательных продуктов становится все больше — и вот встаёт вопрос: А как выбрать? Как не просто записать ребёнка на курс, что и результат увидеть? Онлайн-курсы — панацея в подготовке к экзаменам для родителей, которые могут потратить на курс меньше, чем на частного репетитора. Или это лишь модный тренд со своими «подводными камнями»?

Что лучше – онлайн-школа или репетитор


Каждый выбирает сам, исходя из особенностей ребенка и целей. Но по общему правилу у онлайн-курсов есть ряд преимуществ.


Доступность и гибкость — ваш ребёнок может заниматься из дома, в отпуск в вами, с телефона, а не в соседней комнате с репетитором ровно час в неделю.


Гибкий график — заниматься можно хоть ночью (хотя мы, конечно, за здоровый сон!), но онлайн занятия точно позволят совмещать жизнь подростка с учёбой в школе, кружками и друзьями. Даже если занятия идут по какому-то расписанию, ученик может проходить их асинхронно — то есть по уже записанным занятиям.


Попробуйте формат заранее – пробными уроками, они бесплатные и помогут понять, насколько удобен и понятен формат.


Уровень экспертизы — репетитором может стать студент (и может прекрасно учить), а может преподаватель вуза (и учить средне из-за регалий), тут сложно угадать. Тем более, что и цена у них будет за занятие очень разной. И это если вы живете в большом городе (в маленьком городе — маленький выбор). А вот онлайн-курс, если он прожил долго, явно имеет нужную экспертизу и не только преподавателя, но и выстроенную педагогическими дизайнерами структуру, иначе курс бы просто никто не покупал, и он бы не выжил на рынке.


Структурированность — сама логика курса строится так, что есть деление на темы, проходные аттестации, итоги, вовлечение учеников. Даже чат одногруппников курса, детей, будет, скорее всего, курировать кто-то от образовательной организации и можно не переживать за содержание. Вся теория — в одном месте, вся практика — под контролем.


Интерактивность — попробуйте привлечь современных учеников рассказов у меловой доски? Онлайн-курсы — это видео, анимации, интерактивные тесты и тренажёры, мемы. Все это делает обучение более наглядным и вовлекающим. Чем интереснее решать и ярче ассоциация (например, с любимым преподавателем курса, тем лучше запомнится информация для экзамена.

Как не прогадать с онлайн-школой


Кажется, что в онлайн обучении нет дисциплины и прямого контакта с преподавателем — что плохо. Но редкий курс сейчас строится без индивидуального подхода, кураторства и активной поддержки команды преподавателей.


Так что отсутствие «живого» общения, как важной части образовательного процесса, вашим детям не грозит. Тем более, поколению помладше не всегда нужно личное присутствие и им комфортнее в переписке.


Кроме того, на рынке много предложений, и не все курсы одинаково полезны. Существует риск некачественного контента, а потому преподавателей надо проверять заранее (и отзывы читать очень внимательно), ещё до покупки курса. Тут очень нужен ваш родительский зоркий глаз!


Мы не прячем отзывы о Школе MAXIMUM, а гордимся ими и о своих преподавателях рассказываем сразу.

Как выбрать онлайн-курс для ребёнка


  • Пусть попробует выбрать сам. А вы потом уже займётесь анализом программы, отзывов, квалификации преподавателя.
  • Выберите такой курс, где за прогрессом ребёнка следят. Есть кураторы, классные руководители, служба поддержки, что угодно, что будет напоминать ребёнку не просто приходить на занятия, но и делать домашние задания, отвечать на уроках, а не сидеть без камеры, не забывать каждый день практиковаться на тренажёрах.
  • Как только выберете что-то, распечатайте ему расписание занятий и итоговых аттестаций — пусть висит перед носом.
  • Присматривайте не за прогрессом знаний, а за системностью: в цифровую эпоху важно не просто дать ребёнку доступ к курсу, а научить его грамотно пользоваться образовательными технологиями, пусть расскажет не что он сегодня выучил, а как ему что-то преподают.

Как мотивировать школьника учиться


Мотивация держится на трёх «китах»: самостоятельность, компетентность, вовлеченность. С компетентностью и вовлеченностью разберётся педагоги и сама природа онлайн школы, а вот за самостоятельностью — можно проследить. Задача родителей — не заставлять, а создать условия, в которых у ребёнка появится желание учиться.


Купили курс, а ребёнок не занимается?


Стоит спросить у себя и у ребёнка: кто выбрал курс? что в нем не так? Если ему не нравится сама онлайн-школа, хорошо, а какую бы он хотел? пусть покажет, что ему нравится? Может, что-то более молодёжное?


Программа может быть и одинаковая везде, но преподают её по разному и вовлекают различными способами. Может, ему хочется мемов и молодого преподавателя с тг-каналом, а вы ему лучшее принесли — вузовского репетитора пятидесяти лет и расстраиваетесь, что он не ценит. Ценит, просто немного сложный формат.


Кажется, что экзамены ещё не скоро?


Может, до них и несколько месяцев, но во-первых, экзамен точно не один,. И если вы распечатаете кодификатор тем (это то, что ребёнку может встретиться на экзамене) по каждому предмету — у вас выйдет приличная стопка листов. Больше десяти точно!


И все это надо изучить за несколько месяцев. Уже не так уж и много времени, да?

Ребенку не нужны оценки и знания?


Неправда. Не: «Тебе это для ЕГЭ надо», а «Давай посмотрим, в каких вузах нужен этот предмет? Знания же ты потом монетизируешь? Кем ты сможешь работать? Посмотри вдохновляющие видео от представителей этой профессии». Помогите ребёнку визуализировать его успешное будущее, где знания с этого курса — ключевая ступенька.


Ребенку ничего не интересно?


Смотрите вместе самые увлекательные фрагменты курса. Посмотрите соцсети онлайн-школы? Может, там есть какой-то очень жизненный мем?


Ему может быть неинтересно, потому что нет привязки к жизни кроме далекого ЕГЭ. Просите ребёнка объяснить вам самую интересную вещь, которую он узнал сегодня. Или какую шутку преподавателя он может вспомнить. Или какой там был второй закон в физике, напомни как своей маме? Побыть в роли учителя — мощный мотиватор.


И подтолкните к общению! У онлайн-школ есть чаты участников, иногда там всего пара активных ребят. Но это не школа и не классный чат с учителем, там можно побыть собой. Можно спросить, всем ли там адски сложно даются уравнения или даты по истории, скинуть мем, поделиться стикерами любимыми. И это ведь не посреди класса встать и заговорить — это просто сообщение, даже стеснительному ребёнку будет это сделать легко.

Мотивация — это не кнопка, которую можно нажать. Это создание среды, где у ребёнка есть выбор, поддержка и понимание «зачем». Если знать пару трюков – у вас получится не только оплатить ребёнку курс (а это уже очень много!), но и помочь ему вовлечься в сферу, найти друзей, научиться самодисциплине.


Возможно, этот курс не только ребенку облегчит жизнь, но и вам тоже!

Листайте также
№1
15.01.2022
Цифровое портфолио ученика вместо ЕГЭ: как это будет работать?
№1
18.03.2022
Из школы со справкой