Цифровое портфолио ученика вместо ЕГЭ: как это будет работать?

15.01.2022
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

Когда СМИ сообщили о намерении принимать в вузы по портфолио, а не по результатам ЕГЭ, начались не только споры “надо-не надо”, но и рассуждения о том, как это организовать правильно, чтобы выиграли и вузы, и абитуриенты. Возможны несколько сценариев, и ученикам средней школы следует их учитывать и построить правильную стратегию заранее

В чем смысл менять ЕГЭ на портфолио?


Смысл такой замены простой - заставить школы работать иначе. Мало кто помнит, что до введения ЕГЭ почти нигде в школах не проводили аудирование на уроках иностранного языка. ЕГЭ вынудило, и это был прорыв. Точно также ЕГЭ вынудило хотя бы формально развивать речь учеников. Итоговое сочинение вынудило учителей читать сочинения. Можно продолжать, но суть в том, что изменение формата оценивания - это самый дешевый и реальный способ изменить формат преподавания.


Идея с портфолио изначально имеет положительное стремление сделать обучение в школе менее формальным, вынудить учителей смотреть на образование не как на преподавание своего предмета. Другое дело, что задача так сложна, что итог может быть не столь блестящим.

Сценарий 1. Провал инициативы ввести цифровое портфолио вместо ЕГЭ


В аттестатах каждого выпускника сейчас значится индивидуальный проект. Детей, которые в старшей школе его сделали - единицы. Остальным проект приписали или же приняли какую-то скопированную из интернета работу и заполнили всю отчетность. Причина простая: индивидуальный проект - это работа, которую большинство учителей не могут выполнить на требуемом уровне, а у детей нет мотивации, а есть нервный стресс и перегруз от подготовки к экзаменам.


Почему этот сценарий возможен

Ровно по тем же причинам. Портфолио собрать сложно - это инновационная идея для всех взрослых, которые окружают ребенка. Если бы они могли сделать хорошее портфолио, то две трети учителей уже уволились бы из школы, а родители повысились по службе.


Как готовиться детям и родителям

Спокойно жить как жили. То есть уделять внимание тем достижениям, которые отражают реальные интересы ребенка или дают дополнительные баллы для поступления в вуз.

Сценарий 2. Формальное использование портфолио ученика


Нет ничего дурного в том, чтобы проверять связную устную речь у выпускников 9го класса. Однако любая оценочная процедура, результаты которой мониторят на государственном уровне, превращается в ад из-за обилия ограничений, процедур, отчетности, усложнения процесса. Все это, конечно, ради прозрачности, но по факту куча человекочасов тратится на этот экзамен, который является допуском к ОГЭ. По итогу никакой проверки речи нет, есть натаскивание и человеческая усталость.


Почему этот сценарий возможен

Оценить портфолио - это очень сложная задача. Нужно разработать критерии с учетом вообще всех возможных достижений ребенка, выслушать мнение школ и вузов, чтобы сделать правильный список и “вес” каждого достижения в форме числа. С критериями итогового сочинения справились так себе, а тут целое портфолио!


Как готовиться детям и родителям

В случае формализации портфолио сделают просто весомой добавкой к ЕГЭ, как раньше давали до 10 баллов за итоговое сочинение все это быстро превратилось в 10 баллов всем. Поэтому как и в предыдущем сценарии - делаем портфолио не пустым, но без надрыва ребенка.

Сценарий 3. Успешное внедрение портфолио вместо ЕГЭ


Мы видим успешное внедрение многих цифровых сервисов, которые были немыслимы несколько лет назад: от Мои документы до Госуслуг. Работают не без проблем, но это уже серьезная цифровая реальность. Теоретически возможно составить реестр организаций, которые имеют право выдавать баллы в портфолио за достижения. Например, спортивная школа может выдать пять звездочек на человека в год, кружок в Дворце творчества - две звездочки на человека за кружок, конкурсы - от одной до десяки призерам и победителям и т.п.


Почему этот сценарий возможен

В общем и целом, идея оценки труда ребенка не одной школы устраивает и вузы, и многочисленные структуры дополнительного образования, и частные образовательные организации (если им дадут право влиять на это портфолио, конечно). И вот тут, конечно, государство одним ударом реестра может лишить их значительной части дохода.


Как готовиться детям и родителям

Как и всегда - стараться давать образование основное и дополнительное. Не мешает сохранять на всякий случай все грамоты. А еще важно следить, как государство справится с внесением в реестр частных организаций, предоставляющих образовательные услуги: будет ли включение в реестр честным или избирательным.

Сценарий 4. Внедрение портфолио для поступление в дополнение к ЕГЭ


Действительно, в разных странах накоплен опыт по введению аналога ЕГЭ и использованию его результататов. В США, где у вузов намного больше свободы, поскольку большинство - частние, аналог ЕГЭ рассматривается как квалификация. То есть нужно набрать не меньше баллов, чем требует вуз, чтобы быть допущенным к конкурсу. А реальный конкурс - это портфолио, эссе, рекомендации.

При этом аналог ЕГЭ можно сдавать сколько угодно раз и использовать лучший результат за год. Один раз бесплатно, остальные попытки - за свой счет, но это легально и возможно.


Почему этот сценарий возможен

Вузы были бы рады возможности учитывать портфолио. Система всевозможных олимпиад и конкурсов уже довольно сильна, повышаются требования к разносторонности студентов и их активности со стороны государства. Вузы были бы рады иметь больше прав и свобод в отборе абитуриентов.

Дети и родители были бы более активны во внеучебной деятельности. Школы, которые не справляются с разносторонним развитием детей, сняли бы с себя большую нагрузку. Система подушного финансирования дополнительного образования по минимальным ставкам, как это в некоторых регионах работает с основным, стимулировала развитие частных образовательных услуг. В Москве, например, частные школы, если они аккредитованы, получают деньги от города - подушное финансирование. Это позволяет им снизить родительскую оплату или ввести дополнительные сервисы. Если сделать то же самое с дополнительным образованием, но не перегружать отчетностью, то вполне возможен благоприятный сценарий.


Как готовиться детям и родителям

Не стоит строить свою жизнь в зависимость от конкретного сценария. Но следить за новостями нужно обязательно. В ближайшее время имеет смысл увидеть, справится ли государство с созданием единой системы поступления в вузы, которая позволит ребенку видеть свое место в рейтинге на поступление с учетом того, подали ли его конкуренты согласие в другой вуз.

Если эта задача будет решена успешно и начнется создание реестра организаций, которые имеют право давать баллы в портфолио, то в спокойной обстановке через 2 года система может быть запущена в тестовом режиме.

В общем и целом, пока сложно понять, по какому сценарию будет развиваться процесс. Но в любом случае родителям стоит бережно хранить подтверждения достижений ребенка. Медаль на стене мотивирует в любом случае. А грамоту лучше убрать в папку, чтоб не пропала.