Маркетинг, пиар и связи с общественностью: в чем разница, где учиться и где работать

21.05.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

Пиар, реклама, маркетинг, связи с общественностью - последнее время подростки со склонностью к социально-гуманитарным наукам часто называют эти направления, когда их спрашивают, куда они хотели бы поступить. Как разобраться во всех этих специальностях, которые, как может показаться, так похожи? Чем будет заниматься выпускник?


Что общего и различного у маркетинга и пиара?


Всем знакомое слово “пиар” (по-английски PR) на самом деле является аббревиатурой от английского “Public relations”, что означает “связи с общественностью”. Пиарщик - это специалист, занимающийся созданием “лица” фирмы, ее репутации. В его задачи входит расположить клиентов к компании, вызвать интерес, доверие. То есть пиар - это не столько про продажу какого-то товара, сколько взаимодействие с людьми, создание положительного образа фирмы, чтобы потенциальным клиентам хотелось с ней взаимодействовать.


Маркетинг же (от “market” - рынок) занимается именно продвижением продукта. Задача маркетолога - получить максимальную экономическую выгоду от продажи товара. Он исследует целевую аудиторию, чтобы понять, кому подходит продукт и как его вывести на рынок и выгодно преподнести конкретной группе покупателей.


То есть общая черта этих направлений состоит в том, что конечная цель обоих специалистов - обеспечить выгоду компании за счет успешных продаж и лояльности клиентов. Однако каждое направление имеет специфические черты. 


В задачи маркетолога входит:

- работать непосредственно с продуктом;

- работать с целевой аудиторией, для которой товар предназначен;

- заниматься разработкой уникального торгового предложения, рекламой. 


Пиарщик же должен:

- взаимодействовать со всеми людьми;

- повышать лояльность покупателей;

- поддерживать репутацию фирмы.


Какие экзамены сдавать на направление PR?


Связи с общественностью - направление достаточно широкое, специалисту в этой области необходимо иметь дело с разными людьми и разными компаниями, поэтому набор предметов, который сдает будущий пиарщик, будет отличаться в разных вузах. Однако чаще всего обязательные - русский язык обществознание. Третий предмет отличается в зависимости от специфики вуза. 


Так, если абитуриент, например, хочет заниматься связями с общественностью на международном уровне, возможна комбинация предметов:

  • русский
  • обществознание
  • английский язык.

Кроме того, в вузах, связанных с направлением IT, возможны следующие наборы:

  • русский
  • обществознание
  • математика;

или

  • русский
  • обществознание
  • информатика.


Наконец, в гуманитарных вузах на направление “Связи с общественностью” может потребоваться набор

  • русский
  • обществознание
  • история.


Некоторые абитуриенты, планирующие поступать на это направление, в качестве запасного варианта выбирают журналистику, однако важно помнить: журналистика - гуманитарное направление, поэтому для поступления требуется литература, а также вступительное испытание.


Какие экзамены сдавать на направление “Маркетинг”?


Хотя деятельность пиарщиков и маркетологов имеет общие черты, однако в силу того, что маркетинг - направление более близкое к экономике и продажам, поэтому, помимо русского языка, в большинство вузов обязательно требуется ЕГЭ по математике.


Возможны следующие комбинации предметов:

  • русский язык
  • математика
  • обществознание; 

или

  • русский язык
  • математика
  • история;

или

  • русский язык
  • математика
  • английский язык.


Связь набора экзаменов с профилем вуза такая же, как по специальности “Связи с общественностью”. Иногда допускается вариативный выбор ЕГЭ, то есть, абитуриент может выбрать третий экзамен: подавать ли на конкурс результаты по обществознанию или истории.

В каких вузах имеет смысл изучать связи с общественностью, пиар и маркетинг?


Данные направления очень популярны в настоящее время, поэтому престижные многопрофильные вузы ведут набор на оба: МГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО, РУДН. 


Социально-гуманитарные вузы, например, ГУУ, Финансовый университет при Правительстве, РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова и т.д. тоже принимают абитуриентов на обе специальности. Деятельность этих вузов связана с экономикой и управлением, они подойдут тем, кто хотел бы в дальнейшем работать в сфере бизнеса и сотрудничать с крупными компаниями.


Поскольку связи с общественностью - направление не только социально-экономическое, в гуманитарных вузах, где не всегда обучают маркетингу, например, МГЛУ или РГГУ, оно тоже присутствует. Эти университеты особенно подойдут тем, кто впоследствии хотел бы работать в области искусства или культуры.

Также это направление есть и в педагогических вузах - МПГУ, МГПУ и МГОУ. Этот выбор подойдет абитуриентам, желающим заниматься связями с общественностью в сфере образования.

Где работать с дипломом по специальностям?


И пиар-менеджеры, и маркетологи очень востребованы в сфере бизнеса, которая сейчас охватывает самые разные области деятельности, ведь любой товар, любая услуга, чтобы иметь успех у клиентов, должны быть правильно представлены, а сама компания - пользоваться хорошей репутацией.


Например, сфера IT развивается очень бурно, компании выпускают все больше новых продуктов - как приборов, так и различных компьютерных программ, в результате чего на рынке возникает серьезная конкуренция. Пиар-менеджеры и маркетологи помогают фирмам выдержать эту конкуренцию и привлечь к продуктам как можно больше клиентов. Гуманитарные специальности крайне востребованы в айти.


Такие специалисты нужны и в сфере образования. В настоящее время возникает все больше разных образовательных курсов, дополнительных кружков, которые также нуждаются в привлечении клиентов.


Если пиарщик или маркетолог интересуется искусством и культурой, он может сотрудничать с книжными издательствами и помогать писателям продвигать их книги или с кинокомпаниями - привлекать аудиторию к просмотру нового фильма.


Для тех, кто интересуется модой, в сфере маркетинга и пиара тоже найдется работа. Ведь тенденции регулярно меняются, поэтому необходимо постоянно взаимодействовать с людьми, чтобы отслеживать их интересы и помогать фирмам создавать оригинальную и востребованную одежду или обувь.

Таким образом, обе специальности подходят ребятам, которые хотят впоследствии работать в серьезных компаниях, но пиар больше подходит гуманитариям, а маркетинг - экономистам.

Листайте также
№1
16.04.2021
Список редких и интересных специальностей в колледже
№1
05.02.2022
Как выбрать профильный предмет и класс?