5 изменений психики ребенка в средней школе

21.10.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

Почему с подростком стало так сложно? 


Подростку приходится жить в новых условиях в новом теле. Он больше общается со сверстниками из параллели, появляется возможность начать взаимодействие с ребятами с 5 по 11 класс. Причастность к группе становится для него важным фактором самоощущения в школе. Поэтому часто он выбирает кружки, потому что туда ходит кто-то из одноклассников, с которыми он дружит, начинает просить купить то, что принято иметь среди круга друзей. Это тоже абсолютно нормально. 


Этого было бы достаточно для легкой родительской паники, но появляется новая проблема. На первый план у подростка встают отношения со сверстниками, и происходит обесценивание отношений с родителями. Он может не прислушиваться к ним, ставить под сомнение их мнение и взгляды на жизнь. Это болезненно, но это часть развития подростковой психики.

Изменение №1. Рефлексия


Подросток начинает думать о том, что происходит вокруг него, как он к этому относится. Начинает задавать вопросы о том, что ему нравится, почему он поступил так или они? Появляется сложность во взаимодействии, так как теперь подросток чувствует, что он обо всем может судить, критиковать, каким-то образом ко всему в этом мире относиться. При этом ему все ее важно быть частью группы – и это настоящий конфликт.

Изменение №2. Личностная нестабильность


Подросток меняется не только психически, но и физиологически. Ему сложно выбрать что-то одно. Советский психолог Лев Семенович Выготский называет проблему интересов ключом к психологии подростка.


В этот период происходит обесценивание старых интересов, временное отсутствие новых, и нужно время на поиск и появление новых увлечений и интересов в жизни подростка. И в период средней школы ребенок часто пробует, бросает, снова пробует. Ему сложно найти то, что нравится, хотя от него часто требуют именно определиться. А родителю может казаться, что его подросток ленится или капризничает.

Изменение №3. Неуспеваемость


Учебная деятельность теряет ведущее значение для подростка, и на первый план выходит поиск своего места среди сверстников. Опытные учителя знают, что даже самые уверенные классы в период с 5 по 7 класс обычно теряют высокий средний балл. Конечно, это не может не волновать родителя, но понижение оценок – частое явление для средней школы.

Изменение №4. Рискованное поведение


Подросток в силу психических и физиологических изменений находится в зоне риска. Прыжки с невысоких зданий или какие-то трюки, мелкое воровство и вандализм, скандалы – его способы проверить реальность и себя. Подросток принимает много необдуманных решений, но в силу нехватки жизненного опыта и неумения справляться со сложными ситуациями, попадает в обстоятельства, за которые бывает стыдно или которые способны сделать больно его близким.

Изменение №5. Одиночество 


Следующая проблема, с которой сталкиваются подростки, – это одиночество, неприятие группой сверстников. Если ребенок не влился в коллектив или отличается от большинства, то это очень тяжело переживается. Найти своих – это буквально одна из основных задач подростковой психики. 

Как можно помочь?


Подростку нужен взрослый, который будет способен принимать, поддерживать, не осуждать, не обесценивать, давать понятные рамки и стабильность или рутину. 


Родителю бывает сложно не отождествлять действия ребенка с самим ребенком, не вовлекаться эмоционально. Специалист может отнестись к ребенку без ожиданий и переживаний, но с нужным опытом. Например, школьный тьютор больше может помочь с рефлексией и первыми шагами по обретению сообщества, проследит за образовательным путем подростка. 


Психолог может оказать помощь и поддержку в вопросе личностной и эмоциональной нестабильности. Часто подростки тревожатся по поводу учебы, внешнего вида, взаимоотношений с друзьями, психолог может помочь заметить это и компетентно помочь, не вовлекаясь эмоционально, как врач. 

Листайте также
№1
07.11.2024
Учимся понимать сленг наших детей: девять новых слов на примере будней родителя