В этой статье:
Когда ребенок плохо запоминает слова или новые правила, у него снижается успеваемость и падает самооценка. Память и внимание у детей развиты по-разному, некоторым детям нужна помощь для того, чтобы выучить иностранные слова или подготовиться к диктанту. Для того чтобы школьная неуспешность не влияла на самооценку ребенка, его нужно обучить приемам и способам, которые помогут запомнить текст или даты быстро и весело.
При упоминании орфограммы -н- в разных частях речи сводит зубы, а пунктуационные правила выбивают почву из-под ног? Ребенок ночами зубрит теорию, а к утру забывает? Ситуация знакома многим родителям. Что же делать и как помочь?
Почему ребенок плохо запоминает информацию?
Подростки, а в особенности старшеклассники, сейчас сильно перегружены: школьные предметы, домашние задания, кружки, репетиторы… Буквально на каждом шагу ребенок сталкивается с новыми знаниями, и вместить все в голове просто невозможно. Чтобы поддерживать работоспособность, мозг вынужден «стирать» часть информации из памяти. В результате, в голове остается только самое яркое и значимое.
Представим себе типичную ситуацию. Прошел урок (довольно скучный), а на перемене дети делятся тем, что им интересно. Что запомнится лучше без специальных усилий: смешное видео от одноклассника или правило из учебника? Понятное дело, видео. Оно “прикольное”, да еще и повод пообщаться с другом.
Но правило запомнить все-таки надо! Как? Сделать так, чтобы сам процесс запоминания был максимально нескучным, а результат появлялся быстро.
Как легче ребенку выучить правило?
Зубрить без понимания - не вариант для большинства детей. Но одного понимания не всегда достаточно. Например, если правило сложное и содержит много пунктов. Вот тут и помогут мнемотехнические приемы.
Посмотрим на довольно объемное правило постановки запятой перед союзом «как» и подумаем, как его можно быстро выучить.
Как звучит правило:
«Перед «как» запятая ставится:
- в предложении со сравнительным оборотом;
- в предложениях с никто иной, как/ничто иное, как;
- если есть указательные слова такой, столь, тот;
- если союз «как» соединяет части сложноподчиненного предложения;
- перед устойчивыми оборотами как нарочно, как всегда, как правило»;
- перед приложением, имеющим причинное значение;
- если союз входит в состав вводной конструкции.
Много? Страшно? Очень! Но если применить техники запоминания, все станет проще.
Как запомнить?
- Помогите ребенку выбрать несколько образов (по числу пунктов правила). Желательно, чтобы эти образы были ему хорошо знакомы, он видел их каждый день. Например: 1) шкаф в комнате; 2) лампочка в подъезде; 3) скамейка во дворе; 4) береза у школы; 5) пришкольный забор; 6) школьный сторож; 7) дверь в класс.
- «Привяжите» образы к пунктам правила: 1) предложение со сравнительным оборотом – «шкаф большой, как великан»; 2) «в подъезде горит ничто иное, как лампочка»; 3) предложение с указательным словом – «Нигде нет такой скамейки, как в нашем дворе»; 4) сложноподчиненное предложение – «Только подойду к школе, как начинает шуметь береза»; 5) «Как правило, школьный забор красят каждый год»; 6) приложение с причинным значением – «Как человек ответственный, сторож честно несет службу»; 7) вводная конструкция – «Как утверждает учитель, после звонка дверь в класс закрывается».
- Напоминайте ему, чтобы он повторял каждый раз по дороге в школу.
Это работает! Правило запоминается крепко.
Как запомнить исключения из правил?
Правило - полбеды. Но на одно правило порой приходится несколько исключений. Как их запомнить? Способ есть! Рассмотрим его на примере слов-исключений из правила написания -н- в прилагательных с суффиксом -ан-/-ян-.
Как звучит правило:
«В прилагательных с суффиксом -ан-/-ян- пишется одна -н-, кроме слов стеклянный, оловянный, деревянный».
Как запомнить?
- Подбираем ассоциации для каждого слова: стеклянный – окно; оловянный – цветочный горшок; деревянный – подоконник.
- Придумываем из получившихся образов предложение: «У стеклянного окна с деревянным подоконником стоит оловянный цветочный горшок».
- Запоминаем!
Яркие, хорошо знакомые образы не только облегчат процесс запоминания правила, но и сделают его необычным, интересным, а интерес к обучению – главный ключ к успеху. Также имеет смысл применять специальные мнемотехнические приемы, если нужно запомнить ряды чисел или даты.