Как легче запоминать правила и исключения из правил

мнемотехника
память
29.04.2021
Ирина Кочковая
Педагог, преподаватель русского языка MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Когда ребенок плохо запоминает слова или новые правила, у него снижается успеваемость и падает самооценка. Память и внимание у детей развиты по-разному, некоторым детям нужна помощь для того, чтобы выучить иностранные слова или подготовиться к диктанту. Для того чтобы школьная неуспешность не влияла на самооценку ребенка, его нужно обучить приемам и способам, которые помогут запомнить текст или даты быстро и весело.


При упоминании орфограммы -н- в разных частях речи сводит зубы, а пунктуационные правила выбивают почву из-под ног? Ребенок ночами зубрит теорию, а к утру забывает? Ситуация знакома многим родителям. Что же делать и как помочь? 

 

Почему ребенок плохо запоминает информацию? 

 

Подростки, а в особенности старшеклассники, сейчас сильно перегружены: школьные предметы, домашние задания, кружки, репетиторы… Буквально на каждом шагу ребенок сталкивается с новыми знаниями, и вместить все в голове просто невозможно. Чтобы поддерживать работоспособность, мозг вынужден «стирать» часть информации из памяти. В результате, в голове остается только самое яркое и значимое. 


Представим себе типичную ситуацию. Прошел урок (довольно скучный), а на перемене дети делятся тем, что им интересно. Что запомнится лучше без специальных усилий: смешное видео от одноклассника или правило из учебника? Понятное дело, видео. Оно “прикольное”, да еще и повод пообщаться с другом.


Но правило запомнить все-таки надо! Как? Сделать так, чтобы сам процесс запоминания был максимально нескучным, а результат появлялся быстро.


 

Как легче ребенку выучить правило?

 

Зубрить без понимания - не вариант для большинства детей. Но одного понимания не всегда достаточно. Например, если правило сложное и содержит много пунктов. Вот тут и помогут мнемотехнические приемы.

Посмотрим на довольно объемное правило постановки запятой перед союзом «как» и подумаем, как его можно быстро выучить. 


Как звучит правило:

«Перед «как» запятая ставится: 


  1. в предложении со сравнительным оборотом; 
  2. в предложениях с никто иной, как/ничто иное, как
  3. если есть указательные слова такой, столь, тот
  4. если союз «как» соединяет части сложноподчиненного предложения; 
  5. перед устойчивыми оборотами как нарочно, как всегда, как правило»; 
  6. перед приложением, имеющим причинное значение; 
  7. если союз входит в состав вводной конструкции.  


Много? Страшно? Очень! Но если применить техники запоминания, все станет проще.


Как запомнить? 

  1. Помогите ребенку выбрать несколько образов (по числу пунктов правила). Желательно, чтобы эти образы были ему хорошо знакомы, он видел их каждый день. Например: 1) шкаф в комнате; 2) лампочка в подъезде; 3) скамейка во дворе; 4) береза у школы; 5) пришкольный забор; 6) школьный сторож; 7) дверь в класс. 
  2. «Привяжите» образы к пунктам правила: 1) предложение со сравнительным оборотом – «шкаф большой, как великан»; 2) «в подъезде горит ничто иное, как лампочка»; 3) предложение с указательным словом – «Нигде нет такой скамейки, как в нашем дворе»; 4) сложноподчиненное предложение – «Только подойду к школе, как начинает шуметь береза»; 5) «Как правило, школьный забор красят каждый год»; 6) приложение с причинным значением – «Как человек ответственный, сторож честно несет службу»; 7) вводная конструкция – «Как утверждает учитель, после звонка дверь в класс закрывается». 
  3. Напоминайте ему, чтобы он повторял каждый раз по дороге в школу. 


Это работает! Правило запоминается крепко. 


 

Как запомнить исключения из правил?

 

Правило - полбеды. Но на одно правило порой приходится несколько исключений. Как их запомнить? Способ есть! Рассмотрим его на примере слов-исключений из правила написания -н- в прилагательных с суффиксом -ан-/-ян-. 


Как звучит правило:

«В прилагательных с суффиксом -ан-/-ян- пишется одна -н-, кроме слов стеклянный, оловянный, деревянный». 


Как запомнить? 

  1. Подбираем ассоциации для каждого слова: стеклянный – окно; оловянный – цветочный горшок; деревянный – подоконник. 
  2. Придумываем из получившихся образов предложение: «У стеклянного окна с деревянным подоконником стоит оловянный цветочный горшок». 
  3. Запоминаем! 

 

Яркие, хорошо знакомые образы не только облегчат процесс запоминания правила, но и сделают его необычным, интересным, а интерес к обучению – главный ключ к успеху. Также имеет смысл применять специальные мнемотехнические приемы, если нужно запомнить ряды чисел или даты.

1856