Как осилить список летнего чтения: 10 полезных советов

01.07.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

Каждый год в конце мая миллионы школьников с облегчением складывают пухлые учебники на полку, убирают портфели в шкаф, вешают на вешалку школьную форму и, предвкушая долгожданный заслуженный отдых, с нетерпением вступают в пору летних каникул, сулящую им новые встречи, долгие прогулки, поездки с родителями за город или на море и, наконец, полную свободу от домашних заданий! Но так ли безгранична эта свобода? Ведь во многих школах вместе с напутственными словами учителя дети получают длинный список литературы на лето, зачастую серьезно омрачающий их настроение и грозящий превратиться в тяжелую и скучную повинность вместо того, чтобы исполнять свое прямое назначение – помогать детям расширить кругозор, развить фантазию, отточить навыки чтения и подготовиться к новому школьному году, позволяя ему пройти спокойнее и легче.

В первую очередь, и школьникам, и их родителям стоит помнить, что летний список литературы – это только рекомендация, а вовсе не обязательное к исполнению указание. А потому не стоит гнаться за его стопроцентным охватом и, более того, его можно корректировать, сокращать и дополнять, исходя из персональных особенностей, нужд и предпочтений ребенка. Если какая-то книга кажется слишком запутанной, сложной и неподходящей ребенку по возрасту – родители могут смело предложить школьнику отложить ее на потом, вместо этого подобрав что-то более близкое и понятное для ребенка. То же справедливо и в отношении книг, которые ребенок, по мнению родителей, уже «перерос».


Касательно более легкого и приятного знакомства с рекомендованной литературой психологами и педагогами даются следующие советы:

Читайте интересное


Личный интерес – чрезвычайно важная составляющая процесса чтения. Не стоит пытаться оставить наиболее заманчивые, любопытные и необычные, на взгляд ребенка, произведения «на десерт», предлагая ему сначала расправиться с многотомными трактатами, которые вовсе не вызывают интереса у ребенка. Гораздо лучше начать с небольших захватывающих произведений, «войти во вкус», выработать таким образом тягу к чтению и привычку прочитывать в день хотя бы несколько страниц. После такой разминки даже объемные произведения будут восприняты ребенком гораздо лучше, перестанут пугать его размахом сюжета или подробностью описаний.


Посоветуйтесь с учителем


Не менее полезно узнать у преподавателя, какие из предложенных к прочтению летом произведений будут в дальнейшем изучаться в рамках школьной программы, и сконцентрировать свое внимание на них, отдавая себе отчет в том, что в течение учебного года времени на спокойное, вдумчивое и подробное знакомство с книгой может не найтись. В таком случае, мудрым решением будет заблаговременное прочтение произведения.

Аудиокниги


Не стоит забывать, что в наше время знакомство с сюжетом произведения возможно далеко не только посредством прочтения бумажной версии книги! Детям-аудиалам, для которых комфортно и удобно восприятие информации на слух, отлично подойдут книги в аудиоформате. К тому же, прослушивание книги можно совмещать с другими приятными занятиями, например, велопрогулками, отдыхом на пляже или дальними поездками на машине.


Фильмы, а лучше спектакли



Не менее удобен для ознакомления и визуальный формат произведения – фильмы или сериалы, снятые по книгам. Безусловно, редкая экранизация в полной мере совпадает со своим текстовым оригиналом, и все же, не так уж трудно найти качественные, красивые, бережно и вдумчиво снятые фильмы, основанные на сюжетах культовых произведений мировой литературы. Просмотр видеофильма позволит ребенку не только познакомиться с сюжетом, но и сэкономить время на прочтение, а также глубже погрузиться в произведение благодаря визуальной и музыкальной составляющим кинокартины. К тому же, яркие образы, созданные на экране актерами, глубоко отпечатаются в памяти и позволят надолго запомнить не только ключевые моменты произведения, но и то эмоциональное воздействие, которые они оказывают на зрителя. Еще более глубокое впечатления на ребенка могут произвести яркие и живые театральные постановки (которые, помимо прочего, гораздо чаще оказываются поставлены ближе к оригинальному тексту, чем соответствующие киноверсии).

Краткое содержание


Не стоит списывать со счетов и прочтение краткого содержания произведения. Во-первых, это позволит хотя бы в общих чертах познакомиться с историей и персонажами, получить возможность поддержать беседу о произведении, понять основную мысль и тему. Во-вторых, именно после прочтения краткого содержания у ребенка может появиться интерес и желание ознакомиться также и с полным текстом произведения.


Удобный формат


Современные дети далеко не всегда испытывают благоговение перед старыми потертыми книгами. Как бы ни был дорог любителям чтения предыдущих поколений шелест пожелтевших страниц, характерный книжный запах, заломы на переплете, свидетельствующие о том, что книга уже много раз была открыта их предшественниками, прочитана, изучена, полюблена, необходимо признать, что далеко не каждый представитель подрастающего поколения разделяет этот восторг.


Некоторым детям действительно интересно и приятно брать в руки книги времен молодости их родителей, а то и бабушек и дедушек, воспринимать их как «наследие» других времен, погружаться в прошлое не только благодаря сюжету произведения, но и благодаря самому носителю текста. Другие – вполне оправданно предпочитают новые книги с яркими обложками, красивыми цветными иллюстрациями, крепкими белыми страницами, только-только вышедшими из-под типографского станка. Третьи и вовсе отдают предпочтение электронным носителям. В наше время существуют как электронные книги, созданные специально для чтения, не отвлекающие обилием рекламы, имеющие специальные экраны с эффектом защиты зрения, позволяющие увеличивать или уменьшать шрифт в зависимости от желания читателя, так и многочисленные приложения, позволяющие скачивать книги прямиком на смартфоны, что обеспечивает возможность открыть текст произведения в любой удобный момент – в метро, в парке или на пикнике.

Можно не дочитывать


Страшным признанием становится для многих, казалось бы, такое простое открытие: книги можно не дочитывать. Если пропал интерес, если перестал нравиться сюжет, если наскучило повествование, если… Читатель имеет полное право закрыть книгу, которую больше не хочется открывать, и приняться за новую. Очень важной составляющей чтения вообще (а уж чтения в период летних каникул – тем более!) является удовольствие, получаемое ребенком от знакомства с произведением. Не стоит мучиться и заставлять себя, иначе в конце августа можно обнаружить себя на пятидесятой странице наскучившей книги вместо того, чтобы с гордостью посмотреть на стопку других – более динамичных, более соответствующих интересам ребенка, более подходящих ему по возрасту – прочитанных книг.


Можно рисовать/слушать музыку



Непривычной может и показаться мысль о том, что в книгах можно писать. Подчеркивать понравившиеся строки, делать пометки и сноски на полях, даже рисовать! Безусловно, такое нельзя позволить себе при чтении книг, взятых в библиотеке или одолженных у знакомых, но в книгах, купленных для личного домашнего пользования – можно! Многим именно такая «работа» с книгой позволяет глубже погрузиться в историю, лучше запомнить ключевые моменты, разобраться в запутанных сюжетных линиях и просто превратить чтение из однонаправленного процесса восприятия в творческий процесс, в своеобразный «диалог» с книгой. То же относится и к прослушиванию музыки во время чтения. Важно, чтобы музыка не отвлекала, а позволяла лучше проникнуться атмосферой произведения, настроением героев, эпохой и сюжетом.

Не оценивать в страницах


Наконец, не стоит забывать, что в чтении главное не количество прочитанных страниц, а тот след, который они оставили в памяти и душе школьника. Не стоит гнаться на четко установленной цифрой и бросать книгу, как только минимальный установленный порог достигнут. Безусловно, некоторые «нормативы», например, привычка каждый день прочитывать хотя бы 50 страниц, позволят ребенку войти в определенный ритм, приучить себя к регулярному обращению к литературе, но все же это не должно становиться главным критерием освоения списка литературы на лето. Не стоит относиться к небольшим по объему произведениям, как к менее серьезной литературе, но стоит возводить на пьедестал многотомные романы-эпопеи. И те, и другие имеют свои преимущества, и те, и другие заслуживают внимания, и если ребенку спокойнее и проще браться за небольшие книги, доступные для прочтения в течение пары дней – пускай он чувствует свою свободу и смело сам составляет свой читательский план.


Личный пример



Безусловно, не стоит ждать жажды чтения от ребенка, никогда не видевшего своих родителей с книгой в руках. Прекрасным способом справиться со списком летнего чтения станет совместное чтение родителей и детей. А рассказ родителей о личном опыте прочтения, о впечатлениях и влиянии, оказанном книгой, станет для ребенка лучшей «рекламой» произведения, возбудит интерес, подтолкнет к самостоятельному знакомству с книгой и составлению собственного взгляда на историю.

Помимо прочтения книг, входящих в список рекомендованной литературы, многие учителя в сентябре ожидают от школьников составленного за лето читательского дневника. Это, как и само чтение, не должно превращаться для детей в наказание и тяжкий скучный труд. Стоит позволить школьнику вести читательский дневник в том формате, который ему удобен, добавлять туда иллюстрации, собственные мысли, выдержки из книг. В качестве контроля усвоения прочитанного куда лучше заученного пересказа событий подойдет живое обсуждение произведения, вопросы о предположениях ребенка насчет того, что произойдет в истории дальше, что движет персонажами, на его взгляд, что бы он изменил в сюжете, если бы мог. Важно приучать ребенка не просто читать книгу, но и осмысливать ее сюжет, составлять свои суждения о прочитанном, не соглашаться с автором, если вдруг его мысли не близки ребенку, представлять альтернативные варианты развития сюжета, работать с текстом книги, и тогда летнее чтение превратится для него в занимательный, творческий и разнообразный процесс знакомства с окружающим миром, мнениями и взглядами других людей, открытий и всестороннего развития.

Листайте также
№1
05.08.2022
Триместры, четверти, модули, биместры в школе. В чем различие?
№1
01.06.2021
Летние городские лагеря 2021 при музеях