Что понравится подростку из списка летнего чтения

17.06.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

Как подростку справиться со списком литературы на лето и при этом все же что-то прочитать? Выбираем книги, у которых есть шанс, и напоминаем о хороших экранизациях.


Наступило лето, подростки приносят из школы огромные списки внеклассной литературы, читать которые у них нет ни сил, ни желания. Разбираемся, как родители могут помочь ребенку справиться с ними и привить интерес к чтению.

Что входит в школьную программу чтения на лето


Списки школьной литературы на лето включают произведения на разную тематику, которая меняются от класса к классу. Так, в средней школе ученикам рекомендуют: 


  1. Приключенческие произведения русских и зарубежных авторов. Например, подростки, обучающиеся в 7-8-х классах летом читают Д. Свифта, Ч. Диккенса, А. Беляева, А. Грина, Г. Уэллса.
  2. Книги о детях и подростках. В списке литературы присутствуют произведения М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне, А. Линдгрен, трилогия Л. Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность”.
  3. Юмористические истории М. Зощенко, А. П. Чехова, комедии Д. И. Фонвизина, Н. В. Гоголя
  4. Сказки, например, “Спящая царевна” В. Жуковского, рассказы о животных Р. Киплинга, фантастические истории К. Булычева.


Чем старше становится ученик, тем разнообразнее становится школьная программа для чтения на лето. В старшей школе список литературы пополняется произведениями:



  1. На историческую тематику, например, рассказы и романы о войне, причем не только о Великой Отечественной, а также произведения об исторических личностях, такие как “Медный всадник” А. С. Пушкина.
  2. На социальную проблематику. Сюда относятся произведения М. Горького, Ф. М. Достоевского, некоторые произведения М. А. Булгакова.
  3. О любви. Сюда входит как проза, так и поэзия разных эпох. 
  4. При этом приключенческой литературы становится все меньше, а сказки и вовсе пропадают.


В основном, эти списки заточены под грядущие экзамены, учителя мотивируют детей словами “итоговое собеседование” “сочинение”, “впр”, “итоговое сочинение”, экзамены. И вообще невольно делают процесс чтения учебным, а не доставляющим удовольствие.


Очень часто подросток отбрасывает весь список летнего чтения, столкнувшись с первой скучной или непонятной книгой. Постараемся этого избежать и рекомендовать начать чтение с тех книг, которые максимально близки современному поколению.

Что из летнего списка может понравиться ученику 


Интересы ученика постепенно меняются в зависимости от возраста, хотя некоторые темы привлекут внимание всех подростков. Разберемся, какие же произведения из списка литературы понравятся ученикам.


  1. Произведения, с героями которых учащийся может себя ассоциировать. Если говорить о литературе для средней школы, то это в первую очередь рассказы о школе, о подростковых приключениях, например, “Уроки Французского” В. Г. Распутина, произведения М. Твена, А. Гайдара и т.д. Старшеклассникам тоже могут быть интересны школьные рассказы, но, помимо этого, они уже начинают ассоциировать себя с героями произведений о любви.
  2. Произведения с увлекательным сюжетом. К ним в первую очередь относятся детективные истории и приключенческие рассказы А. Конан Дойла, О. Уайлда, Г. Уэллса, Д. Дефо, А. Беляева. Их любят читать как старшеклассники, так и ученики средней школы.
  3. Юмористические произведения. Смешные сюжеты дарят положительные эмоции и вызывают интерес читателей, поэтому тоже подходят для учащихся разных возрастов.


Конечно, вкус каждого подростка уникален, поэтому, помимо перечисленных тем, у каждого ученика есть свои индивидуальные предпочтения, которые необходимо учитывать.


Почему учащиеся не хотят читать школьную программу


Для того, чтобы убедить подростка все же взяться за список литературы на лето, необходимо понять, что именно стоит за сопротивлением юного читателя.


  1. Надоела “обязаловка”. Подростки в течение целого учебного года читали обязательную по программе литературу. Летом им хочется отдохнуть, погулять, если и почитать, то свои любимые книги, а не то, что дается учителями. Обязательное чтение на каникулах заранее не принимается подростками, даже если список включает интересные произведения.
  2. Неинтересные произведения. Все люди, в том числе и подростки, имеют свое мнение о том, что такое хорошая интересная книга. Школьная программа составляется взрослыми людьми и основывается на их представлении о качественной литературе, и оно не всегда совпадает с видением подростков. Поэтому зачастую учащиеся заранее воспринимают школьную литературу, данную на лето, как скучную, не заслуживающую внимания.
  3. Слишком объемная программа. Часто учителя выдают список литературы, который физически невозможно осилить за лето. Если он включает в себя большое количество произведений, подросток может бояться даже приступить к нему, потому что не будет видеть смысла стараться, если все успеть невозможно.
  4. Подросток считает, что какие-то книги ему не подходят. Например, семиклассник может отказаться читать включенные в программу сказки, так как считает себя слишком взрослым для этого.


Все эти проблемы можно преодолеть, если встать на сторону подростка, понять его мотивацию и с пониманием отнестись к негативу.

Как заинтересовать подростка чтением


Не нужно требовать от подростка полюбить книгу или читать через силу. Стоит быть реалистом и помочь там, где это возможно.



  1. Превратить чтение в удовольствие. Не стоит постоянно напоминать подростку, что список литературы выдан учителем и его надо обязательно освоить, это только отвратит его. Вместо этого процесс изучения литературы можно сделать семейным времяпрепровождением: читать вместе с подростком, обсуждать прочитанное, поделиться впечатлениями о том, что понравилось или не понравилось.
  2. Не заставлять прочитать все, особенно если список действительно очень объемный. Достаточно вместе с подростком выбрать небольшое количество произведений, которые он осилит.
  3. Выбрать из списка произведения, которые заинтересуют обучающегося. Выше мы уже назвали темы, которые могут заинтересовать подростка, однако важно не забывать ориентироваться и на его индивидуальные предпочтения.


Не забывать об экранизациях. В настоящее время снято много качественных фильмов по мотивам литературных произведений. Они отлично подходят для ознакомления с сюжетом.