Подросток проводит слишком много времени за компьютером: есть ли повод для тревоги

зависимость
гаджеты
02.05.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

В этой статье:

Что он делает?


Безусловно, есть люди, запоем читающие книги и предпочитающие при этом бумажному варианту такие удобные, не требующие много места и всегда находящиеся под рукой - будь то в поездке, в гостях, в кафе - электронные сервисы для чтения. Есть люди, видящие в современных технологиях возможность просмотра видео-контента в любых местах и в любое время. Есть те, кто использует гаджеты для учебы или создания собственного контента.

Но основными точками притяжения в сети (особенно для детей и подростков) все же остаются так существенно облегчившие и разнообразившие, но в то же время, по закону медали, у которой всегда две стороны, запутавшие и усложнившие нашу повседневную жизнь видеоигры и социальные сети.


Почему компьютерные игры так привлекательны


Для начала стоит разобраться, что же такое волнующее и тянущее к себе как магнитом миллионы людей по всему миру есть в компьютерных играх?


  1. Стоит признать, что игровая индустрия за последние несколько десятилетий достигла небывалого размаха. И это, не в последнюю очередь, отражается на разнообразии того контента, который она предлагает пользователям. Буквально каждый человек на планете может найти что-то для себя в этом безбрежном океане стрелялок и бродилок, “песочниц” и головоломок, ролевых игр, квестов, игр-стратегий, визуальных романов и многих, многих, многих других.
  2. Можно быть уверенным, что даже человек, далекий от мира гейминга, может найти себе что-то по душе. Игры “три в ряд”, “найди слово”, маджонг завоевали любовь пользователей старшего поколения, классические аркады, стратегии и файтеры - близки людям из поколения миллениалов, младшее поколение пользователей активно погружается в этот красочный фантастический мир, позволяющий им, например, создавать “нового себя”, игрового персонажа, воплощающего в себе мечты о небывалой силе, ловкости, сверхъестественных способностях, фэнтезийной внешности и многом другом или исследовать мир вокруг, иногда так непохожий на реальность за окном - красочный или пугающий, доисторический или футуристический, враждебный или дружелюбный - при этом оставаясь в безопасности в стенах родного дома, под присмотром родителей, оставляя себе возможность в любой момент покинуть игровую ситуацию или изменить ее по собственному желанию.
  3. Виртуальная реальность позволяет творить, не затрачивая реальные ресурсы, реализовывать свой потенциал в различных сферах деятельности, имеет массу сценариев, выбор и развитие которых полностью зависят от игрока, позволяет попробовать то, что недоступно в повседневной жизни, например, бои на мечах, полеты на космических кораблях, использование магии. Помимо этого, цена ошибки в компьютерной игре куда ниже, чем в реальности, поскольку игру всегда можно начать заново! К тому же, в играх есть подсказки, а значит, при столкновении со сложной ситуацией - человеку достаточно лишь найти подходящий туториал, объясняющий, как с ней справиться, что далеко не всегда возможно в жизни оффлайн.
  4. Наконец, многопользовательские компьютерные игры позволяют людям совместить общение и игру, найти новых знакомых, подружиться с геймерами с разных концов мира, встретить людей, разделяющих их интересы и взгляды.



Почему соцсети так привлекательны


Последнее относится и к другой причине, по которой подросток может проводить слишком много времени за компьютером, - социальным сетям.

Само их название подразумевает возможность общения с другими людьми. Сообщества по интересам, блоги и группы объединяют людей, позволяют находить новых знакомых и друзей, обмениваться мнениями и взглядами, узнавать новое от других пользователей. При этом новым приятелям совершенно не обязательно жить в соседнем подъезде или на близлежащей улице! Социальные сети делают возможной дружбу между людьми из разных городов, стран, даже с разных континентов!


Кроме этого, в наше время соцсети характеризуются обилием разнообразного контента - фото и видео, аудиофайлы и гифки, текстовые посты, мини-приложения, ссылки на сторонние источники - всего этого в них достаточно. Информация может носить развлекательный характер или обучающий, быть опубликована любителями или профессионалами, дополнена иллюстрациями и музыкой. Самая же важная особенность - это абсолютная невозможность “дочитать” ленту социальной сети до конца. Миллионы авторов и источников круглосуточно пополняют ленту своим контентом, выкладывают новые “посты”, общаются с подписчиками в комментариях, расширяя пространство социальных сетей до бесконечности.


Наконец, широкие возможности пользования соцсетями позволяют подросткам не только “потреблять” чужой контент, но и самостоятельно присоединяться к числу “криэйторов”, публиковать то, что для них важно и интересно, создавать новые интернет-сообщества и пространства, реализовывать свой творческий потенциал.



Причины увлечения


В какой же момент безобидное увлечение превращается в полномасштабную зависимость, а самое главное - почему?


  1. Причина чрезмерной преданности ребенка своим онлайн-хобби может заключаться в желании “сбежать” из реальной жизни в интернет-пространство, вырваться из наскучившего круговорота “дом-школа-репетитор”, отдохнуть от тех обязанностей, которые накладывает на него реальная жизнь, отвлечься от мыслей о домашних хлопотах, контрольных и экзаменах. Компьютерные игры и социальные сети позволяют ребенку заняться тем, что хочется именно ему, реализоваться в интересующих его сферах, раскрыть свой потенциал и отдохнуть.
  2. Другой немаловажной причиной стоит считать необходимость подростка дать выход своим эмоциям (а их в этот непростой период взросления не бывает мало!), выплеснуть их, сражаясь с инопланетянами в футуристическом шутере или отвоевывая земли у варваров в тактической игре.
  3. Очень печальной причиной, приводящей человека в сети интернет-зависимости, является ощущение одиночества, с которым так часто сталкиваются подростки. Огромный мир может пугать их, детям может казаться, что никто на свете не понимает и не ценит их, мотивы поведения взрослых и сверстников могут казаться запутанными и неясными, что, безусловно, не может не отталкивать юного человека, только начинающего осваиваться в этом сложном и разнообразном мире, что зачастую приводит к ощущению отвергнутости, изоляции, потерянности. Спасение обнаруживается в играх и социальных сетях, где так легко притвориться кем-то другим, выстроить свой собственный маленький мир, в котором все понятно и просто и всегда идет по спланированному сценарию. К тому же, вступление в различные игровые и социальные сообщества дает подростку ощущение приобщенности к чему-то большему, к группе единомышленников, людей, которых он может не знать лично, но от которых может получать поддержку и понимание, которых ему не хватает в реальности.
  4. Другая частая причина - столкновение подростка с завышенными ожиданиями окружающих в отношении него. Усталость и стресс, появляющиеся в результате бесконечных тщетных попыток угнаться за недостижимыми идеалами, навязанными ему, например, школьными учителями, так приятно снимаются видеоиграми, в которых всегда можно выбрать подходящий тебе уровень сложности, попробовать снова пройти уровень, если результат предыдущего прохождения тебя не устроил, а самое главное - получить бонусы и награды за любое достижение, почувствовать признание своих усилий, услышать похвалу в случае успешного выполнения задания, пусть даже она произнесена просто пиксельным персонажем на экране компьютера.
  5. Наконец, интернет-пространство может стать для человека зоной комфорта, безопасным, знакомым и понятным местом, в котором он сможет спрятаться от любых жизненных проблем - ссор с родителями, споров с одноклассниками, недопонимания в отношениях с преподавателями.



Что значит “много” и что значит “в меру”


Важно отметить, что “много” в отношении пользования интернетом - это не всегда про время. Во-первых, человек может быть ограничен временными рамками, например, ребенок посещает школу и секции, индивидуальные занятия и тренировки, оставляя, таким образом, вполне разумное, на первый взгляд, время для игр и общения в сети. И все же, опасность возникновения проблемы с самоконтролем остается и в этом случае.

Во-вторых, подросток не может находиться под неусыпным контролем старших каждую секунду своей жизни, а значит, у него появляется, так называемое, “пространство для маневра”, “слепая зона”, в которой бдительность родителей ослабевает, и ребенок может потратить на гаджеты больше времени, чем предполагают старшие, скрыть часть своего нахождения онлайн.



Признаки зависимости


Что же тогда действительно является симптомом зарождающейся зависимости подростка от интернета?

Во-первых, это то влияние, которое оказывает постоянное нахождение онлайн на другие сферы жизни человека. Если из-за слишком длительного пользования социальными сетями или бесконечного присутствия ребенка в видеоигре страдает учеба, домашние обязанности, другие хобби, общение с людьми оффлайн, сон - это явный признак появления проблемы. Другой звоночек - возникновение конфликтов с родителями и окружающими на почве игр, агрессивное отстаивание ребенком своего права провести еще несколько часов в интернете, торг.

Помимо этого - одержимость игрой, невозможность переключить внимание, постоянное желание продолжить игру, приводящее даже ко лжи о времени, проведенном за игрой. Потеря интереса к другим видам деятельности, социальная изоляция, раздражительность, тревога, перепады настроения - все это свидетельствует о стремительно прогрессирующей зависимости ребенка от интернета и гаджетов, сигнализирует о необходимости незамедлительно вмешаться и взяться за решение проблемы со всей серьезностью.



Что делать с зависимостью


Как именно родители могут повлиять на сложившуюся ситуацию?

Первое правило - критикуешь - предлагай! Важно не просто слепо запретить подростку всяческое нахождение онлайн или ограничить время, отпущенное ему на пользование компьютером, но и вдаться в подробности и понять, почему прогулке на свежем воздухе ребенок предпочел игру, чего ему не хватает в реальной жизни и как это можно восполнить, а после - предложить альтернативу, заинтересовать его другими видами активности, предложить составить компанию в освоении новых хобби или научить его тому, что поможет отвлечься от мыслей о глобальной сети и реализовать свои способности не в интернете, а в реальности. Если ребенку нравятся игры-файтинги - можно записать его в секцию борьбы, если нравятся игры про космос - предложить посетить библиотеку и взять книги на интересующую тему.

Второе - стоит попытаться помочь ребенку разобраться с теми жизненными трудностями, которые “гонят” его в интернет. Найти общий язык со сверстниками или учителями, научиться здраво проживать свои эмоции и давать им выход, отвлекаться от надоевшей рутины - всему этому не так-то просто научиться без помощи более зрелых и опытных наставников!

Третье - не стоит забывать про важность личного примера. Хорошей идеей могут стать, например, выходные без гаджетов! В течение этих дней можно всей семьей отправиться в поход, заблаговременно отключив телефоны и планшеты или переключив их в режим полета. Такой отдых позволит взрослым и детям провести время вместе, научиться лучше понимать и поддерживать друг друга, поделиться мыслями и чувствами, узнать друг друга с новых неожиданных сторон, наконец, просто весело и приятно провести время!


Наконец, важно не забывать, что сама суть зависимости заключается в том, что человек не может просто остановиться, не может контролировать себя, а потому нет никакой пользы от упреков в адрес подростка, попавшего в лапы интернет-зависимости! В этой ситуации ему нужны поддержка и понимание, а не упреки. Следует отмечать каждое достижение ребенка на пути борьбы с нездоровым отношением к играм и соцсетям, хвалить и поощрять его стремление вернуться из виртуального мира в мир реальный, находить совместные хобби и убеждать, что наша планета ничуть не хуже и не скучнее далеких планет в компьютерных играх, а люди вокруг могут рассказать куда более захватывающие и невероятные истории, чем любой персонаж, отображенный на экране гаджета!

204