В этой статье:
Некоторые родители сталкиваются с ситуацией: дома школьник учит стихотворение, запоминает его без проблем, но, когда на уроке учитель вызывает к доске, начинает путаться. Вроде и помнит все, но слова как-то не идут. А если такому ребенку дают задание выступить с докладом, для него это становится серьезным испытанием. Притом именно подбор теоретической информации может и не вызывать особых трудностей, а вот рассказать ее всему классу иногда не просто.
Часто дети (да и взрослые тоже) боятся публичных выступлений. Однако современная жизнь устроена так, что без овладения искусством говорить на публике человеку будет сложно добиться успеха. В статье разбираемся, как помочь ребенку освоить ораторским мастерством.
Почему детям сложно выражать свои мысли
Конечно, некоторые ребята - прирожденные ораторы. Они еще с детского сада с удовольствием и без стеснения рассказывают стихи на публике, в школе легко выступают с устными докладами, да и просто по жизни они не боятся облекать мысли в словах. Однако с каждым годом больше детей и подростков имеют проблемы не только с публичными выступлениями, но и просто с умением грамотно связывать слова. Это происходит по следующим причинам.
- Несформированность речевых навыков. Ребенку в силу отсутствия опыта еще только предстоит научиться строить свою речь правильно. Однако в настоящее время этот процесс затрудняется тем, что взаимодействие со сверстниками у подростков все больше переносится в текстовый формат, что тормозит развитие навыков устного общения.
- Несформированность логических навыков. Хорошая речь всегда последовательная и аргументированная. Подростки не всегда умеют логически связывать одну мысль с другой, в их высказываниях больше эмоций.
- Маленький словарный запас. Вокабуляр взрослого человека и малыша значительно отличается. Новые слова дети запоминают из книг, песен, качественных фильмов или мультфильмов.
- Незнание речевых канонов, по которым строится грамотная речь
Что такое риторика для детей
Искусство красиво говорить называется риторикой. Раньше ей обучали в школах. Перед современным образованием не стоит задачи обучить школьников ораторскому мастерству, однако обучение в начальной школе все же предусматривает и знакомство с базовыми понятиями риторики, потому что знание правил хорошей речи, несомненно будет полезным. Такие правила называются риторическими канонами.
- Изобретение речи. На этом этапе человек тщательно продумывает содержание: что он собирается говорить? Какую информацию хочет донести?
- Расположение частей высказывания в нужном порядке. Говорящий составляет план высказывания, чтобы оно было логичным и последовательным.
- Речевое оформление текста. Проще говоря, человек выбирает уместные для произнесения речи слова.
- Подготовка к произнесению речи. Говорящий запоминает текст, репетирует его перед выступлением.
- Произнесение речи. Теперь человек готов выступать.
Овладев каждым из этих канонов, человек перестает бояться публично выражать свои мысли.
Риторика для подростков: упражнения
Без должной тренировки обучиться ораторскому мастерству сложно. Родители могут помочь школьникам развить этот навык.
- Ограничить время, проводимое в соцсетях, в пользу реального общения. Практиковать устную речь можно только через живое взаимодействие с людьми.
- Поощрять чтение хороших книг. Это расширяет словарный запас.
- Смотреть фильмы, в которых представлены разноплановые герои. Потом можно предложить ребенку проанализировать, речь какого персонажа показалась ему лучшей и почему.
- Тренировать монологическую речь, например, предложить ребенку высказаться на какую-либо тему, которая кажется ему интересной.
- Выполнять речевую гимнастику, чтобы речь была четкой, ясной и умеренно громкой. Такие практические упражнения можно найти с помощью онлайн-ресурсов.
Книги по риторике для детей
Хотя в школе ораторское мастерство и не преподается, тем не менее, по этой теме можно найти множество учебников, предназначенных в том числе для детей разного возраста.
- О. Сорокко “Риторика для маленьких”.
- Ю. А. Соколова “Осваиваем ораторское искусство”.
- Т. А. Ткаченко “Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша”.
- К. Пономарева “30-дневный марафон по развитию речи вашего ребенка”.
- Т. Б. Бонч-Осмоловская “Занимательная риторика Раймона Кено”.
Обучиться ораторскому мастерству самостоятельно возможно. В настоящее время родитель может предложить ребенку множество ресурсов по этой теме.