«Мой ребенок двух слов связать не может»: упражнения по риторике для детей

риторика
развитие речи
03.10.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В этой статье:

Некоторые родители сталкиваются с ситуацией: дома школьник учит стихотворение, запоминает его без проблем, но, когда на уроке учитель вызывает к доске, начинает путаться. Вроде и помнит все, но слова как-то не идут. А если такому ребенку дают задание выступить с докладом, для него это становится серьезным испытанием. Притом именно подбор теоретической информации может и не вызывать особых трудностей, а вот рассказать ее всему классу иногда не просто.


Часто дети (да и взрослые тоже) боятся публичных выступлений. Однако современная жизнь устроена так, что без овладения искусством говорить на публике человеку будет сложно добиться успеха. В статье разбираемся, как помочь ребенку освоить ораторским мастерством.



Почему детям сложно выражать свои мысли

 

Конечно, некоторые ребята - прирожденные ораторы. Они еще с детского сада с удовольствием и без стеснения рассказывают стихи на публике, в школе легко выступают с устными докладами, да и просто по жизни они не боятся облекать мысли в словах. Однако с каждым годом больше детей и подростков имеют проблемы не только с публичными выступлениями, но и просто с умением грамотно связывать слова. Это происходит по следующим причинам.

 

  1. Несформированность речевых навыков. Ребенку в силу отсутствия опыта еще только предстоит научиться строить свою речь правильно. Однако в настоящее время этот процесс затрудняется тем, что взаимодействие со сверстниками у подростков все больше переносится в текстовый формат, что тормозит развитие навыков устного общения.
  2. Несформированность логических навыков. Хорошая речь всегда последовательная и аргументированная. Подростки не всегда умеют логически связывать одну мысль с другой, в их высказываниях больше эмоций.
  3. Маленький словарный запас. Вокабуляр взрослого человека и малыша значительно отличается. Новые слова дети запоминают из книг, песен, качественных фильмов или мультфильмов.
  4. Незнание речевых канонов, по которым строится грамотная речь


 

Что такое риторика для детей

 

Искусство красиво говорить называется риторикой. Раньше ей обучали в школах. Перед современным образованием не стоит задачи обучить школьников ораторскому мастерству, однако обучение в начальной школе все же предусматривает и знакомство с базовыми понятиями риторики, потому что знание правил хорошей речи, несомненно будет полезным. Такие правила называются риторическими канонами.

 

  1. Изобретение речи. На этом этапе человек тщательно продумывает содержание: что он собирается говорить? Какую информацию хочет донести?
  2. Расположение частей высказывания в нужном порядке. Говорящий составляет план высказывания, чтобы оно было логичным и последовательным.
  3. Речевое оформление текста. Проще говоря, человек выбирает уместные для произнесения речи слова.
  4. Подготовка к произнесению речи. Говорящий запоминает текст, репетирует его перед выступлением.
  5. Произнесение речи. Теперь человек готов выступать.

 

Овладев каждым из этих канонов, человек перестает бояться публично выражать свои мысли.

 

Риторика для подростков: упражнения

 

Без должной тренировки обучиться ораторскому мастерству сложно. Родители могут помочь школьникам развить этот навык.

 

  1. Ограничить время, проводимое в соцсетях, в пользу реального общения. Практиковать устную речь можно только через живое взаимодействие с людьми.
  2. Поощрять чтение хороших книг. Это расширяет словарный запас.
  3. Смотреть фильмы, в которых представлены разноплановые герои. Потом можно предложить ребенку проанализировать, речь какого персонажа показалась ему лучшей и почему.
  4. Тренировать монологическую речь, например, предложить ребенку высказаться на какую-либо тему, которая кажется ему интересной.
  5. Выполнять речевую гимнастику, чтобы речь была четкой, ясной и умеренно громкой. Такие практические упражнения можно найти с помощью онлайн-ресурсов.


 

Книги по риторике для детей

 

Хотя в школе ораторское мастерство и не преподается, тем не менее, по этой теме можно найти множество учебников, предназначенных в том числе для детей разного возраста.

 

  1. О. Сорокко “Риторика для маленьких”.
  2. Ю. А. Соколова “Осваиваем ораторское искусство”.
  3. Т. А. Ткаченко “Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша”.
  4. К. Пономарева “30-дневный марафон по развитию речи вашего ребенка”.
  5. Т. Б. Бонч-Осмоловская “Занимательная риторика Раймона Кено”.

 

Обучиться ораторскому мастерству самостоятельно возможно. В настоящее время родитель может предложить ребенку множество ресурсов по этой теме.

2902