В этой статье:
Кто относится к детям с ОВЗ
Дети с ОВЗ имеют определенные особенности физического или умственного развития, которые мешают обучению. Заболевания ОВЗ могут быть хроническими или временными, когда после устранения причин ребенок возвращается к привычному образу жизни и обучения.
Дети могут иметь следующие проблемы здоровья:
- Нарушение зрения
- Дефекты слуха
- Тяжелые дефекты речи
- Нарушения опорно-двигательных функций
- Задержка психического развития
- Интеллектуальные нарушения
- Расстройство поведения и общения
Не существует единого перечня заболеваний, по которым можно получить статус ОВЗ. Дети проходят ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию, по результатам которой родителям выдают заключение. В нем описывают особенности здоровья ребенка и дают рекомендации по форме обучения.
Читайте также: Что такое ПМПК и можно ли от нее отказаться?
ОВЗ и инвалидность
Важно: ОВЗ — не синоним инвалидности.
«ОВЗ» — педагогический термин, а «Инвалидность» — медицинский. Первый ставит психолого-медико-педагогическая комиссия, второй — бюро медико-социальной экспертизы.
Дети с ОВЗ могут не иметь инвалидность и наоборот. Например, ребенку с нарушением слуха необходимы специальные условия при обучении, поэтому ему дают статус ОВЗ, но не инвалидность. А дети с сахарным диабетом имеют инвалидность, но могут освоить школьную программу без дополнительной помощи.
Образовательные стандарты
В начальных классах обучение детей с ОВЗ регулируется двумя документами:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
В средней школе подростки учатся по обычным ФГОС. Здесь в силу вступают несколько других важных документов:
- Адаптированные образовательные программы (АОП) — индивидуальные программы для конкретного ребенка на один учебный год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — программа для обучения категории школьников, например, с нарушением слуха.
- Индивидуальный учебный план (ИУП) — программа для конкретного ребенка с учетом его образовательных потребностей, чаще применяется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — программа для детей с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями.
Как регулируется учебная нагрузка
На ПМПК определяют, в каком формате ребенок сможет проходить обучение. Всего 4 варианта, во всех случаях создаются специальные условия с учетом ограничений здоровья:
Вариант 1. Ребенок учится в обычном классе, по стандартной программе.
Вариант 2. Ребенок учится в обычном или коррекционном классе. Программа упрощенная, продолжительность обучения может быть увеличена, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области.
Вариант 3. Ребенок учится в обычном или коррекционном классе. Программа адаптированная, внимание уделяется не столько академическому образованию, сколько обучению жизненным навыкам.
Вариант 4. Ребенок учится в обычном или коррекционном классе. Содержание программы определяется исходя из актуальных возможностей ребенка.
Условия по учебной нагрузке устанавливает ФГОС для детей с ОВЗ и СанПиН. Например, есть такие правила:
- Обучение только в первую смену, с 8 утра или позднее
- Учебная неделя — 5-дневная, среда или четверг — облегченный день
- Аудиторная нагрузка — от 21 до 34 часов в неделю, 4-7 уроков в день в зависимости от класса
- До 10 часов в неделю — внеурочная деятельность, около половины — коррекционные занятия
Кто может работать с детьми с ОВЗ
Обучением и воспитанием детей с ОВЗ занимаются учителя и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы. Все они обязательно должны проходить профильную программу переподготовки или повышения квалификации, объем — не менее 72 академических часов.
Но не все школы следуют этому правилу. Например, учитель московской школы рассказывает: «В нашей школе учились дети с ОВЗ и от педагогов не требовали проходить курсы переподготовки. Но я не думаю, что такие программы решили бы проблему. Дело не в том, что учителя не умеют работать с разными типами детей. Просто детям с особенностями нужно больше внимания и помощи, а не только отдельные способы оценки».
Условия для ОВЗ в школе
Для всех детей с ОВЗ в школах создается доступная среда. Например, такие некоторые условия предусмотрены для школьников с нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата:
- Нарушение зрения
- Адаптировать сайт школы для потребностей инвалидов по зрению
- Нарушение слуха
- Делать расписание занятий крупным, контрастным шрифтом или шрифтом Брайля
- Дублировать звуковую информацию визуальной — например, транслировать субтитры
- Нарушение опорно-двигательного аппарата
- Передавать информацию с помощью жестового языка
- Организовать пандусы, поручни, лифты, расширенные дверные проемы — чтобы обеспечить детям доступ к классам, столовой, туалетам и другим помещениям
Как дети с ОВЗ сдают ЕГЭ
Выпускники с ОВЗ могут сдавать не ЕГЭ, а ГВЭ — государственный выпускной экзамен. Он имеет больше форматов заданий (например, устные) и проще по содержанию. Также разрешено сочетать ЕГЭ ГВЭ — например, сдать ЕГЭ по русскому языку и ГВЭ по математике.
Если выпускник решает сдавать ЕГЭ, по результатам ПМПК для него могут создать специальные условия, например:
- Присутствие ассистента. Он поможет передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в бланк.
- Использование специальных средств. Например, брайлевский прибор и грифель, компьютер без выхода в интернет, звукоусиливающая аппаратура, увеличительные устройства.
Для всех сдающих с ОВЗ предусмотрено увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а части «Говорение» на ЕГЭ по английскому — на 30 минут. Также выпускники должны иметь беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные комнаты и другие необходимые помещения.
Иногда родители детей с заболеваниями избегают прохождения ПМПК, даже когда имеют право на особые условия. В этом случае выпускник сдает ЕГЭ по общим правилам, может получить более низкие баллы и снизить свои шансы на поступление в университет.
Плюсы и минусы инклюзивного обучения
Дети с ОВЗ могут учиться в обычном классе общеобразовательной школы. Такой подход имеет свои преимущества и недостатки:
Плюсы
- Развитие социальных навыков у детей с ОВЗ
- Школьники развивают эмпатию, учатся помогать друг другу
- Возможность учиться по гибкой адаптированной программе
- Родители могут выбрать школу по месту жительства, а не отдаленную коррекционную
Минусы
- Часто школы не имеют финансовой возможности, чтобы обеспечить тьютора или построить пандусы
- Учителя не всегда проходит программу переподготовки и поэтому не умеют корректно преподавать в инклюзивных классах
- Возможное враждебное отношение здоровых учеников и их родителей по отношению к детям с ОВЗ
Как с ОВЗ обстоят дела в школе?
Читайте также: Фильмы, чтобы знать больше об особых детях
Вот, что рассказывает об инклюзивном классе учитель московской школы: «Я работала в классе, где был ребенок с ОВЗ — нарушением опорно-двигательного аппарата. Одноклассники старались ему помогать, учители были готовы на дополнительную работу с ним. Но все — на уровне личной инициативы, без официальных школьных правил. Самому ребенку было очень непросто. В идеале должен был быть тьютор, но несколько лет назад такой возможности у школы не было».
Что такое ресурсные классы в школе?
Нередко родители берут инициативу в свои руки и создают ресурсные классы. Организация инклюзивного образования в таком формате подразумевает классы до 8 человек, обязательное присутствие тьютора и специальное техническое оснащение.
В ресурсном классе есть места для групповой и индивидуальной работы, зона сенсорной разгрузки для отдыха от занятий. Дети с ОВЗ проводят в таких классах часть учебного времени, а другие занятия посещают вместе со всеми одноклассниками. Постепенно дети адаптируются и в некоторых случаях могут полностью перейти в обычных класс.
Сегодня наиболее распространены классы для детей с ментальными нарушениям, например, различными формами РАС — расстройствами аутистического спектра. Считается, что такой подход позволяет ученикам комфортнее адаптироваться к школе, преуспеть в освоении жизненных навыков и академических предметов.