ОВЗ и школа: как учатся дети с особенностями здоровья

14.04.2025
Юлия Некрасова
Специалист по образованию за рубежом и профориентолог

В этой статье:

Кто относится к детям с ОВЗ


Дети с ОВЗ имеют определенные особенности физического или умственного развития, которые мешают обучению. Заболевания ОВЗ могут быть хроническими или временными, когда после устранения причин ребенок возвращается к привычному образу жизни и обучения.

 

Дети могут иметь следующие проблемы здоровья:

  • Нарушение зрения
  • Дефекты слуха
  • Тяжелые дефекты речи
  • Нарушения опорно-двигательных функций
  • Задержка психического развития
  • Интеллектуальные нарушения
  • Расстройство поведения и общения

 

Не существует единого перечня заболеваний, по которым можно получить статус ОВЗ. Дети проходят ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию, по результатам которой родителям выдают заключение. В нем описывают особенности здоровья ребенка и дают рекомендации по форме обучения.


Читайте также: Что такое ПМПК и можно ли от нее отказаться?


ОВЗ и инвалидность


Важно: ОВЗ — не синоним инвалидности.


«ОВЗ» — педагогический термин, а «Инвалидность» — медицинский. Первый ставит психолого-медико-педагогическая комиссия, второй — бюро медико-социальной экспертизы. 


 

Дети с ОВЗ могут не иметь инвалидность и наоборот. Например, ребенку с нарушением слуха необходимы специальные условия при обучении, поэтому ему дают статус ОВЗ, но не инвалидность. А дети с сахарным диабетом имеют инвалидность, но могут освоить школьную программу без дополнительной помощи.


Образовательные стандарты


В начальных классах обучение детей с ОВЗ регулируется двумя документами:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью

 

В средней школе подростки учатся по обычным ФГОС. Здесь в силу вступают несколько других важных документов:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП) — индивидуальные программы для конкретного ребенка на один учебный год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) — программа для обучения категории школьников, например, с нарушением слуха.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП) — программа для конкретного ребенка с учетом его образовательных потребностей, чаще применяется при надомном обучении.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — программа для детей с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями.


Как регулируется учебная нагрузка


На ПМПК определяют, в каком формате ребенок сможет проходить обучение. Всего 4 варианта, во всех случаях создаются специальные условия с учетом ограничений здоровья:

 

Вариант 1. Ребенок учится в обычном классе, по стандартной программе. 

Вариант 2. Ребенок учится в обычном или коррекционном классе. Программа упрощенная, продолжительность обучения может быть увеличена, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. 

Вариант 3. Ребенок учится в обычном или коррекционном классе. Программа адаптированная, внимание уделяется не столько академическому образованию, сколько обучению жизненным навыкам.

Вариант 4. Ребенок учится в обычном или коррекционном классе. Содержание программы определяется исходя из актуальных возможностей ребенка. 

 

Условия по учебной нагрузке устанавливает ФГОС для детей с ОВЗ и СанПиН. Например, есть такие правила:

  • Обучение только в первую смену, с 8 утра или позднее
  • Учебная неделя — 5-дневная, среда или четверг — облегченный день
  • Аудиторная нагрузка — от 21 до 34 часов в неделю, 4-7 уроков в день в зависимости от класса
  • До 10 часов в неделю — внеурочная деятельность, около половины — коррекционные занятия


Кто может работать с детьми с ОВЗ


Обучением и воспитанием детей с ОВЗ занимаются учителя и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы. Все они обязательно должны проходить профильную программу переподготовки или повышения квалификации, объем — не менее 72 академических часов.

 

Но не все школы следуют этому правилу. Например, учитель московской школы рассказывает: «В нашей школе учились дети с ОВЗ и от педагогов не требовали проходить курсы переподготовки. Но я не думаю, что такие программы решили бы проблему. Дело не в том, что учителя не умеют работать с разными типами детей. Просто детям с особенностями нужно больше внимания и помощи, а не только отдельные способы оценки».


Условия для ОВЗ в школе


Для всех детей с ОВЗ в школах создается доступная среда. Например, такие некоторые условия предусмотрены для школьников с нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата:


  • Нарушение зрения


  • Адаптировать сайт школы для потребностей инвалидов по зрению


  • Нарушение слуха 


  • Делать расписание занятий крупным, контрастным шрифтом или шрифтом Брайля
  • Дублировать звуковую информацию визуальной — например, транслировать субтитры


  • Нарушение опорно-двигательного аппарата


  • Передавать информацию с помощью жестового языка
  • Организовать пандусы, поручни, лифты, расширенные дверные проемы — чтобы обеспечить детям доступ к классам, столовой, туалетам и другим помещениям


Как дети с ОВЗ сдают ЕГЭ


Выпускники с ОВЗ могут сдавать не ЕГЭ, а ГВЭ — государственный выпускной экзамен. Он имеет больше форматов заданий (например, устные) и проще по содержанию. Также разрешено сочетать ЕГЭ ГВЭ — например, сдать ЕГЭ по русскому языку и ГВЭ по математике.

 

Если выпускник решает сдавать ЕГЭ, по результатам ПМПК для него могут создать специальные условия, например:

  • Присутствие ассистента. Он поможет передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в бланк. 
  • Использование специальных средств. Например, брайлевский прибор и грифель, компьютер без выхода в интернет, звукоусиливающая аппаратура, увеличительные устройства.

 

Для всех сдающих с ОВЗ предусмотрено увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а части «Говорение» на ЕГЭ по английскому — на 30 минут. Также выпускники должны иметь беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные комнаты и другие необходимые помещения.

 

Иногда родители детей с заболеваниями избегают прохождения ПМПК, даже когда имеют право на особые условия. В этом случае выпускник сдает ЕГЭ по общим правилам, может получить более низкие баллы и снизить свои шансы на поступление в университет.


Плюсы и минусы инклюзивного обучения


Дети с ОВЗ могут учиться в обычном классе общеобразовательной школы. Такой подход имеет свои преимущества и недостатки:


Плюсы


  • Развитие социальных навыков у детей с ОВЗ
  • Школьники развивают эмпатию, учатся помогать друг другу
  • Возможность учиться по гибкой адаптированной программе
  • Родители могут выбрать школу по месту жительства, а не отдаленную коррекционную

 

Минусы


  • Часто школы не имеют финансовой возможности, чтобы обеспечить тьютора или построить пандусы
  • Учителя не всегда проходит программу переподготовки и поэтому не умеют корректно преподавать в инклюзивных классах
  • Возможное враждебное отношение здоровых учеников и их родителей по отношению к детям с ОВЗ


 

Как с ОВЗ обстоят дела в школе?


Читайте также: Фильмы, чтобы знать больше об особых детях

 

Вот, что рассказывает об инклюзивном классе учитель московской школы: «Я работала в классе, где был ребенок с ОВЗ — нарушением опорно-двигательного аппарата. Одноклассники старались ему помогать, учители были готовы на дополнительную работу с ним. Но все — на уровне личной инициативы, без официальных школьных правил. Самому ребенку было очень непросто. В идеале должен был быть тьютор, но несколько лет назад такой возможности у школы не было».

 

Что такое ресурсные классы в школе?


Нередко родители берут инициативу в свои руки и создают ресурсные классы. Организация инклюзивного образования в таком формате подразумевает классы до 8 человек, обязательное присутствие тьютора и специальное техническое оснащение. 

 

В ресурсном классе есть места для групповой и индивидуальной работы, зона сенсорной разгрузки для отдыха от занятий. Дети с ОВЗ проводят в таких классах часть учебного времени, а другие занятия посещают вместе со всеми одноклассниками. Постепенно дети адаптируются и в некоторых случаях могут полностью перейти в обычных класс.

 

Сегодня наиболее распространены классы для детей с ментальными нарушениям, например, различными формами РАС — расстройствами аутистического спектра. Считается, что такой подход позволяет ученикам комфортнее адаптироваться к школе, преуспеть в освоении жизненных навыков и академических предметов.

172