Экранизации списка литературы на лето

08.06.2022
Маргарита Комиссарова
Педагог, кинокритик

Мы уже писали об экранизациях классики, которые нравятся детям. А теперь о тех, которые близки к оригиналу и помогут заменить чтение книг.


Как родителям, так и учителям литературы приходилось сталкиваться с проблемой отсутствия интереса к чтению у ребенка. Несмотря на то что масштабы этой проблемы зачастую преувеличены, взрослые ищут разные способы познакомить детей с классическими сюжетами, чтобы как-то ввести их в культурный контекст. В ход идут аудиокниги, краткие содержания и экранизации. Заранее оговоримся, что просмотр фильмов не заменяет чтения книг, но способен дать особый ракурс восприятия классики, который может заинтересовать не желающего знакомиться с книгой школьника.

6 класс. Н.В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”


В 1961 году великий киносказочник Александр Роу поставил фильм “Вечера на хуторе близ Диканьки” по знаменитому сюжету Гоголя. В большинстве школьных программ в последние годы его заменили рассказом “Заколдованное место”, и это тоже лишний повод посмотреть с детьми фильм про кузнеца Вакулу - чтобы увидеть, какие разные миры и каких разных героев способен создавать Гоголь, понять природу его фантастики, в том числе через визуализацию его гротескных приемов. Здесь и мешки, загадочно вмещающие по три человека, и галушки, сами залетающие в рот мистическому Пацюку, и незадачливый черт, не лишенный предпринимательской жилки, но ни в любви, ни в делах не познавший счастья.


7 класс. М. Горький, “Детство”


Один из самых влиятельных для истории кино советских режиссеров - Марк Донской - в 30-е годы берется за экранизацию автобиографической трилогии Горького. Первая часть так и называется - “Детство Горького” (1938), что подчеркивает документальную основу сюжета. Современные дети не без труда осваивают этот горьковский текст - их сильно отталкивает тема семейного насилия, представленная там как будничная, рядовая. Донскому удается на этом пессимистичном фоне создать удивительно поэтичную картину с ярким гуманистическим посылом. Особые тревожные интонации деда Каширина, лихая и трагичная песня дяди Якова, любовь Алеши к бабушке и жалость к матери - всё это воплотилось на экране благодаря удивительному таланту Донского и его чувствительности к литературному первоисточнику.

8 класс. У. Шекспир, “Ромео и Джульетта”


Мы уже рекомендовали фильм База Лурмана 1996 года, где действие перенесено в более современные реалии, вполне может приглянуться школьникам. Смешение эпох, стилей, жанров - это как раз то, с чем им приходится сталкиваться сегодня довольно часто, и поэтому для них может оказаться весьма важным умение анализировать подобный контент, разбирать его на составные части.


Повесть, печальнее которой нет на свете, экранизировалась не однажды, и эталонной считается версия Франко Дзеффирелли 1968 года. Но рекомендовать ее нечитающему подростку трудно, так как она может показаться ему не менее скучной, чем сама пьеса. 

9 класс. Ф.М. Достоевский, “Белые ночи”


Трудная для чтения сентиментальная проза Достоевского в экранизациях получает те самые оттенки полифонии, которая характерна для романов великого автора. “Белые ночи” (1957) не менее великого Лукино Висконти многие достоевисты называют лучшей экранизацией, потому что она по сути представляет собой визуальный анализ текста Достоевского, хотя и не детально ему следует. Марчелло Мастроянни в образе мечтателя воплощает идею трагического внутреннего разлада, возникающего от осознания того, что всякое счастье временно, но всё же не бессмысленно. Такой фильм способен дать подросткам инструменты для формирования их собственного отношения к счастью.

10 класс. Л.Н. Толстой, “Война и мир”


Мы рассказывали об альтернативной версии - сериале 2016 года режиссера Тома Харпера. Авторы сознательно не следуют здесь принципам портретного сходства, за что многие их раскритиковали. Но стоит заметить, что именно уход от прямого копирования первоисточника позволяет считывать куда более важные для толстовского текста идеи. Кроме того, современным школьникам, адептам новой этики, не нужно на пальцах объяснять про ложную красоту Элен и бодипозитив в отношении Пьера, так как они изначально уже понимают, что человек не сводится к его оболочке.


Мимо знаменитой экранизации Сергея Бондарчука 1965 года школьникам пройти трудно, потому что ее, как правило, советуют посмотреть сами учителя литературы. И у нее есть масса достоинств. Прежде всего, она максимально близка к оригиналу и, в отличие от западных фильмов, максимально достоверно выражает философские мысли автора.

11 класс. А.В. Вампилов, “Старший сын”


К сожалению, в 11 классе не всегда остается время, чтобы разобрать тексты одного из главных советских драматургов - Александра Вампилова. Но многие его произведения экранизированы: “Прощание в июне” (2003, реж. С. Ломкин), “Отпуск в сентябре” (1979, реж. В. Мельников), “Валентина” (1980, реж. Г. Панфилов). Фильм “Старший сын” Виталия Мельникова 1975 года стал в этом ряду первым и вывел на экраны проблемного вампиловского героя. Несмотря на то что герой этот - во многом зеркало эпохи застоя, современным молодым людям он становится интересен по-своему. В его противоречащих друг другу мыслях и поступках они находят отражение собственных метаний, идущих от страха сделать неверный выбор.

Фильмы в этой подборке не столь просты для восприятия современным подростком, однако они являются настоящими посредниками между текстом и зрителем.