Нейросеть и школа: промты, риски, мнения экспертов

08.04.2025
Валерия Медведик
Автор материалов для подростков и их родителей

В этой статье:


Сколько школьников используют ии


По данным опроса MAXIMUM Education, лишь 24% респондентов-школьников никогда не пользовались нейросетями. Для остальных ИИ если не стал частью учебной жизни, то хотя бы иногда в ней присутствует.

 

Искусственный интеллект меняет традиционные подходы к обучению и открывает новые возможности как для школьников, так и для учителей. Он помогает персонализировать учебные планы, оптимизировать рутинные задачи, чтобы освободить время для творческих. ИИ анализирует данные об успеваемости, выявляет сильные и слабые стороны ученика и предлагает на основе этого индивидуальную образовательную траекторию. 

 

К тому же, искусственный интеллект способствует развитию инклюзивного образования, предоставляя школьникам с особенностями здоровья доступ к обучению. А также содействует развитию сферы образования в отдаленных регионах.

 

Почти половина опрошенных в исследовании MAXIMUM Education отмечают, что нейросети помогли им улучшить качество знаний и успеваемость.


Как использовать ИИ для школы или домашних заданий


Принято считать, что нейросети помогают школьникам отлынивать от выполнения домашнего задания и списывать, но этим функционал ИИ совсем не ограничивается. По данным исследования, чаще всего школьники использовали нейросеть для подготовки докладов – это отметили 32% респондентов. Для этой цели нейросети могут:


Анализировать и обобщать большой объем текста. В Яндекс.Браузере уже есть расширение с Нейро, которое позволяет делать саммари прочитанного. Причем, даже с видео-лекции. 


Создать план доклада. С этим поможет ChatGPT, если дать ему промт формата: «Составь план 10-минутного доклада по истории на тему Великой французской революции для выступления восьмиклассника».

Сгенерировать текст и сверстать презентацию.

 

Проверить грамотность. Искусственный интеллект помогает 13% школьников проверять грамотность в работах. 


  • Сервис ReText.AI, например, выделяет в тексте грамматические и орфографические ошибки и предлагает варианты их исправления. 
  • «Текстовод» имеет аналогичный функционал и помогает подобрать стиль письма. 
  • А LanguageTool можно встроить в качестве расширения в свой браузер.

 

Объяснения. 12% респондентов-учеников используют нейросети, чтобы усваивать сложный материал. Для этого они просят ИИ простым языком объяснить научный термин или рассказать, как работает то или иное явление на примере.

 

Перевод. Для 10% школьников ИИ – главный переводчик текстов, а для 7% – напарник по изучению иностранного языка.



Полезные промты в ChatGPT для учителей


Учителя тоже могут с пользой применять искусственный интеллект, чтобы освободить себя от рутинных задач и уделить больше времени чему-то креативному. 

 

Попросить нейросеть составить план урока по теме. Запрос (его еще называют ПРОМТ) для ChatGPT мог бы выглядеть так: «Тема урока – поэзия М.Ю. Лермонтова. Составь план занятия длиной 45 минут, чтобы мы прочитали самые известные стихи поэта, разобрали их главные темы, рассмотрели ключевые образы в творчестве, ответили на вопросы по содержанию и обсудили впечатления от прочитанного». 


ИИ можно также попросить придумать задачи и задания по любому разделу программы.


Подготовить презентацию для учеников. С этим помогут:

  • Gamma (предлагает план текста на заданную тему и дизайн на выбор, а потом собирает это в цельную презентацию со стоковыми иллюстрациями);
  • Tome (нужно просто ввести тему, а нейросеть предложит структуру и напишет развернутый текст для каждого слайда, а затем сопроводит их иллюстрациями с фотостоков);
  • Slidebean (здесь нейросеть помогает только с редизайном).



Использовать онлайн-платформу со встроенным искусственным интеллектом и элементами геймификации. Например, Prodigy Math. Это игровая платформа для изучения математики. Задания подбираются в зависимости от уровня учеников, а функционал платформы позволяет ребятам выполнять квесты, получать за них награды и играть вместе с друзьями.


Создать чат-бот для урока по конкретной теме. Например, на уроке, посвященном Римской империи, такой ассистент может выступать в роли исторического консультанта и подсказывать ученикам ответы на уточняющие вопросы. Предварительно учитель должен будет обучить его по используемым на уроке материалам.


Как искусственный интеллект помогает детям с ОВЗ


Использование искусственного интеллекта при обучении детей с ОВЗ позволяет создавать для них персонализированные учебные планы. ИИ может анализировать успеваемость, предпочтения, прогресс ученика, чтобы предложить ему индивидуальную траекторию развития в комфортном темпе.

 

Школьникам с нарушениями слуха помогут сервисы, переводящие речь в текст. Самый известный из них – Speech2Text. Он расшифровывает аудио-файлы в текстовом формате и подразделяет блоки на спикеров, если на записи больше одного человека. 

 

А детям с нарушениями зрения помогут сервисы, которые переводят текст в аудио. Например, ElevenLabs, – там можно озвучить текст на разных языках и с соблюдением всех интонаций, или даже собственным голосом. Это будет актуально для прослушивания учебных материалов, лекций и конспектов.

 

Пригодится и голосовой помощник с искусственным интеллектом. В качестве него может выступать, например, станция «Алиса». Она как раз будет актуальна для школьников с нарушениями зрения. В ней же есть онлайн-тренажер для развития речи. А детям, испытывающим трудности при движениях, такая колонка облегчит поиск нужной информации.

 

А педагоги для удобства могут использовать программное обеспечение ClassPoint AI. Оно анализирует учебный план, успеваемость и особенности учеников и создает на основе этого задания. У каждого из них есть объяснение, чтобы пробел в знаниях точно был заполнен.



Как родителям использовать ИИ


По данным опроса MAXIMUM Education, 30% родителей выступают за использование нейросетей их детьми. Но, искусственный интеллект может быть эффективным инструментом и для самих родителей!

 

Отслеживать успеваемость. Например, в некоторые образовательные платформы и сайты интегрирован ИИ. Он отслеживает успеваемость и посещаемость ребенка. Это позволяет родителям быть в курсе учебной жизни их детей и при необходимости, например, нанять репетитора, чтобы заполнить пробелы в знаниях по какому-то из предметов. Или же увидеть тревожный звонок, что ребенок пропускает занятия, и поговорить с ним о причинах такого поведения.  

 

Контролировать качество контента. Искусственный интеллект также используется в инструментах родительского контроля. Он анализирует контент, просматриваемый детьми в интернете, и блокирует нежелательные сайты и приложения. Это позволяет родителям защитить своего ребенка в раннем возрасте от негативного и местами травмирующего контента.

 

Составлять расписание. ИИ-планировщики помогут родителям сформировать расписание ребенка. 


Сервис Reclaim, например, автоматизирует планирование дня и позволяет формировать и укреплять привычки. Это расширение для Google Calendar, расставляющее задачи по приоритетности и регулирующее часы, потраченные на их выполнение. 


А Visme позволяет еще и визуализировать распорядок дня и предлагает широкий выбор шаблонов для расписаний.


Чем опасен искусственный интеллект в школе


Согласно данным опроса ВЦИОМ, 61% считают, что использовать ИИ нужно лишь в некоторых сферах. Это во многом связано с проблемами, возникающими при использовании новых технологий.

 

  • Конфиденциальность данных
  • Искусственный интеллект собирает и обрабатывает огромные объемы данных, в том числе персональных. Это создает риск утечки информации и нарушения конфиденциальности.


  • Неточность и недостоверность.
  • Информацию, которую генерирует ИИ, всегда нужно проверять – он может иногда придумывать факты или искажать их, так как в его базу попадают и ложные данные. Поэтому даже доклад по географии в 7 классе, созданный ИИ, нужно проверять, а у детей не всегда есть навык фактчекинга. 


  • Этическая проблема
  • Так как ИИ обучается на всех имеющихся данных, в их число попадают те, что отражают социальное неравенство, стереотипы и предрассудки. За счет этого нейросети могут в каких-то вопросах быть предвзятыми и неэтичными. 


  • Прозрачность
  • Создатели многих нейросетей не раскрывают принцип их работы, из-за чего сложно понимать, как те принимают решения и справедливы ли они вообще.


  • Списывание. 
  • Ученики могут использовать ИИ для генерации полноценных эссе, сочинений, ответов на задания, для решения математических задач. Это хоть и повышает академическую успеваемость, но не дает реальных знаний, а потому у этих «хороших» оценок нет смысла. 


  • Снижение когнитивных способностей
  • Еще нет исследований, доказывающих ухудшение когнитивной деятельности при использовании ИИ. Но, например, по данным MAXIMUM Education, всего 4% опрошенных школьников считают, что из-за нейросетей качество их знаний ухудшается. Однако наличие даже низкого показателя является поводом для опасений и проведения дальнейших исследований.


  • Цифровое неравенство
  • Неравный доступ к технологиям может усугубить разрыв между теми, кто пользуется ИИ, и теми, кто не может себе этого позволить.


Как государство внедряет искусственный интеллект в школьное образование


Российское государство активно продвигает цифровизацию образования. Хотя не совсем в тех форматах, что предпочитают школьники. 


В 2019 году в России приняли Национальную стратегию развития ИИ на период до 2030 года. В рамках нее в 2021 году разработали федеральный проект “Искусственный интеллект” – он затрагивает в том числе применение ИИ в сфере образования. В том числе такие программы и специальности появились в вузах.

 

А с 2024/25 учебного года, например, в Московской электронной школе работает сервис на основе искусственного интеллекта «Цифровой учитель». Ученики выполняют диагностический тест, а платформа анализирует их успехи и предлагает на основе этого индивидуальную образовательную траекторию, которая помогает закрепить все знания и восполнить пробелы. Для этого сервис предлагает выполнять задания с автопроверкой. Их также может прикреплять учитель в качестве домашнего задания.


Лучшие учебные промты для нейросети


Подготовка к контрольной работе

«Составь для меня реалистичный план подготовки к контрольной работе по [предмет] через [количество дней], учитывая, что у меня есть примерно [количество часов] в день на учебу».

 

Написание эссе

«Предложи структуру эссе на тему [тема], учитывая, что требуется раскрыть [аспекты темы] и привести аргументы в пользу [точка зрения]». 

 

Запоминание информации

«Какие стратегии наиболее эффективны для запоминания большого объема информации по [предмет]? Приведи примеры применения каждой стратегии к конкретным темам [предмет]».

 

Понимание сложных концепций

«Представь, что ты учитель. Объясни простым языком значение [термин] / суть [историческое событие] так, чтобы это понял ученик [класс]».

 

Связь теории с практикой

«Какие аналоги [сложное понятие] существуют в повседневной жизни? Приведи примеры, которые помогут лучше понять суть [сложное понятие]».

 

Дифференциация понятий

«В чем разница между [понятие 1] и [понятие 2]? Приведи примеры, когда важно различать эти понятия».

 

Проверка и анализ ошибок

«Проверь мое решение задачи по [предмет]: [решение]. Укажи, где я допустил ошибку, и предложи правильное решение».

 

Понимание грамматики

«Приведи примеры использования [грамматическое правило] в предложениях на [язык]». 

 

Конспектирование

«Как лучше всего конспектировать урок по [предмет], чтобы потом легко восстановить информацию? Приведи пример конспекта для [конкретная тема]».

 

Мотивация и самодисциплина

«Предложи методы борьбы с прокрастинацией, особенно если я откладываю выполнение [тип задания] по [предмет]».

324