В этой статье:
Мальчики не плачут, а девочки лучше учатся. Казалось бы, ничего нового. Но как эти мифы, стереотипы и ожидания влияют на наших детей и подход к их воспитанию? Разбираемся на основе исследований и научно-популярных книг.
Почему стереотипы в воспитании — это хорошо?
Если коротко — они просто облегчают работу мозга. Иногда стереотипы упрощают наше взаимодействие с людьми и подсказывают, как следует себя вести. Точно так же, как мозг запоминает самый короткий маршрут до дома и не решает заново эту задачу каждый день, он не решает заново как воспринимать беременную женщину, прежде чем уступить ей место в транспорте.
А в режиме многозадачности и стресса, в котором живут многие родители, некоторое упрощение очень помогает.
Почему стереотипы в воспитании — это плохо?
В некоторых вопросах лучше все же не упрощать. Несправедливость стереотипного мышления становится очевидной в распределении руководящих должностей, в отсутствии прав женщин, которые было не так уж давно. Это плохо не только для тех, кого ограничивает стереотип, но и для общества в целом.
И такие стереотипы — не какая-то «взрослая» проблема, она касается и детей. По мере взросления они сталкиваются с ними в выборе профессии, школьных оценках, выражении эмоций и чувств. Вот только несколько стереотипов, которыми мы, осознанно или нет, руководствуемся, когда воспитываем детей.
Популярные стереотипы в воспитании детей
«Девочки учатся лучше»
Девочка-отличница и мальчик-хулиган, неусидчивый школьник и старательная школьница — список можно продолжать долго. Даже на знаменитой картине «Опять двойка» Федора Решетникова именно мальчик стоит с виноватым лицом, тогда как девочка на заднем плане с пионерским галстуком будто осуждает.
Обратное, а именно то, что мозг девочки сильно не отличается от мозга мальчика, доказано в книге «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга», Нормана Дойджа. На примере нескольких исследований автор доказывает, что определяющею роль играет именно стереотипное мышление, а никак не предрасположенность одних к академическим успехам.
Просто стереотипы о способностях начинают оказывать большее влияние на самих учеников. Срабатывает эффект самоисполняющееся пророчества.
«Мальчики не плачут»
Эмоциональные проявления мальчиков и девочек редко имеют связь с полом. Зато имеют прямое отношение к тому, как много возлагается на мальчиков запретов, например, таких, где им не полагается плакать — то есть выражать свои эмоции. А они есть, как известно, у всех.
Однако все больше исследований сейчас раскрывают последствия такого воспитания: мужчины испытывают больше проблем с психическим здоровьем и чаще демонстрируют рискованное поведение (и в 6,5 раз чаще расстаются с жизнью по данным Всемирной Организации Здравоохранения).
Безусловно, ни один родитель не хотел бы настолько ограничивать своего ребенка, но придерживаться уважительного отношения или внимания к детским эмоциям иногда крайне непросто.
«Мальчики более подвижны, девочки более усидчивы»
Тихое чаепитие с куклами и плюшевыми игрушками спокойно воспринимается, если эти занимается маленькая девочка, а вот мальчика могут одернуть и предложить поиграть во дворе. То, что у нас сложились определенные картинки в голове по поводу того, какой пол во что играет, не так уж оторвано от реальной жизни.
Мальчики действительно, как правило, более активны в силу меняющегося уровня соответствующих гормонов. Всемирная Организация Здравоохранения публикует отчеты об этом же несколько лет (к слову, разница между физической активностью полов сохраняется до 60 лет!).
Есть еще одна интересная статистика. Есть предположение, что российские родители, отдавая ребенка в спортивную секцию, опираются на те же стереотипы, ВЦИОМ делится цифрами: почти 40% предпочитают для мальчиков единоборства, а для девочек почти 30% — художественную гимнастику. При этом ВЦИОМ пишет: «Родительский запрос на посещение детьми спортивных занятий в два раза превышает реальную вовлеченность детей в спорт».
И хотя некоторая показательная база у этого стереотипа есть, она все же не охватывает всю современную реальность и не закрепляет выбор игр для каждого пола. Это общие цифры, которые могут не учитывать особенностей вашего ребенка и внешних обстоятельств.
Что делать со стереотипами в воспитании?
1. Первое, и возможно, главное, что можно сделать — просто знать о стереотипах. Осведомленность на основе исследований и открытость к новому может быть полезна, но именно вы решаете, как воспитывать своих детей.
2. Необязательно и не нужно менять все, если вы хотите попробовать. Просто внедрите что-то не женское и не мужское в воспитание и досуг ваших детей. Если ребенок еще мал — подарите девочке не куклу, а например, головоломку. Если у вас подросток — посмотрите вместе с сыном фильм про великого художника, так он увидит, что успех не всегда определяется мужскими чертами.
3. Попробуйте проявлять больше терпения не только к детям, но и к себе. Воспитывать целого «нового человека» в бурно меняющемся, противоречивом мире совсем непросто. Не допускать ошибок — невозможно. И если иногда у вас проскальзывают фразы «ну ты же девочка» — не страшно, просто помните, что девочки и мальчики бывают разные.