В этой статье:
Визит в музей может быть испытанием или долгожданной встречей. То, как он сложится зависит не только от работы гида или содержания выставки. Очень важно правильно подготовить ребенка к этому событию.
“Подготовиться к походу в музей” - означает настроиться эмоционально и информационно. Многие музейные правила, требования да и сама музейная культура могут разочаровать ребенка, если взрослые ему не помогут заранее.
Так что нужно сделать, чтобы поход в музей прошел увлекательно и без проблем? Разбираемся в этой статье.
До посещения музея
Работаем с ожиданиями
Что может стать проблемой?
Музеи - разные: художественные, краеведческие, естественно-научные, литературные, музеи-квартиры и пр. Проблема возникает от выстроенных ожиданий к одному типу музея, а походу в другой.
Решение проблемы.
Выстроить адекватные ожидания. Познакомиться с музеем на сайте: обсудить с кем там можно встретится, а с чем нет.
Как это сделать?
Перед просмотром сайта создайте чек-лист ожидания: что я жду от этого музея, что там будет, чего и сколько. Просматривая сайт поставьте галочки там - где ожидания совпадают с предложением, обсудите что не понятно, что появилось еще. В том числе, это повод говорить с ребенком:
- наши представления и ожиданиях,
- связи и отличия реального впечатления от музея и от его представления в сети.
Планируем визит правильно
Что может быть проблемой?
Лучшая импровизация - спланированная. Или хотя бы та, которая отклоняется от имеющегося плана. Если нет понимая, что, сколько может занять времени, как вы готовы им распорядится, могут возникнуть неприятные сюрпризы, которые омрачат поход.
Решение проблемы.
Заложить в программу дня посещения музея все необходимое:
- В зависимости от задачи посещения - выбрать время похода. Вы не должны быть засыпающими или уставшими. Хотя по большим интерьерным музеям хорошо просто погулять в поздние часы работы, когда там мало посетителей.
- Проверить дни и часы работы. Здесь много отличий, так что чтобы не оказаться у закрытых дверей это стоит проверить сразу.
- Вы идете с группой или сами: обсудите заранее. Групповые экскурсии могут быть по записи или формироваться регулярно - об этом стоит узнать на сайте или позвонив по контактному телефону.
- Перед тем как зайти на экспозицию - сходить в туалет.
- Быть сытым. Взять с собой перекус или зайти после музея в кафе - это важная часть музейного ритуала особенно для детей.
- Сувенирный магазин - это любопытно и красиво. По нему можно вспомнить только что увиденное (хорошее закрепление) и прикупить что-то памятное и полезное.
Как это сделать?
Пропишите, что важно именно вам (кроме базового: сон, еда, нужда). Возможно, нужно прихватить бинокль, лупу или очки? Или взять специальную седушку, чтобы можно было посидеть там, где в залах нет скамеек?
Составьте вместе с ребенком план и опирайтесь на него!
Мы пришли в музей
Используйте вспомогательные инструменты: аудиогиды, брошюры, путеводители
Что может быть проблемой?
Недостаток информации и руководства к посещению экспозиции приводит к ощущению потерянности и приводит к неудовлетворенности. Вроде был, а что видел - непонятно.
Решение проблемы.
Зайти на экспозицию с электронным и печатным продуктом, который не даст провалиться в чувство брошенности.
Как это сделать?
Возможно, на сайте музея есть приложение, которое построит маршрут движения по его залам. На входе - аудиогид или брошюра с аннотациями и описаниями залов. На сайте также могут быть вспомогательные материалы -возможно, их стоит распечатать заранее.
Понять и принять ограничения и правила
Что может стать проблемой?
В музее много правил: это не трогай, сюда не заходи, здесь не говори. У многих детей это создает ощущение как в клетке. Или как в школе - в плохом смысле слова, конечно.
Решение проблемы.
Важно показать смысл правил, которые нужно соблюдать. Напомнить о том, что правила помогают сделать жизнь безопасной для себя, для окружающих и для важных для человека вещей.
Как это сделать?
Поиграйте с ребенком в игру “Чтобы что?” Называйте ребенку музейное правило, например, “не трогать картины”, и просите его продолжить фразу: “В музее нельзя трогать картины чтобы что?”
Несмотря на то что “чтобы что?” звучит немного непривычно, не стоит заменять на “почему?” Нам важно закрепить цель соблюдения правила, а не причину, по которой оно возникло. Это лучше мотивирует ребенка следовать разумным ограничениям.
Презентуем тему музея
Что может стать проблемой?
Частая жалоба посещения музея с ребенком - отсутствие интереса. Но долго ли можно делать то, что не интересно, особенно младшему школьнику или дошкольнику?
Решение проблемы.
Узнайте какие базовые интересы у ребенка: техника, животные или пение. И поставьте эту тему во главу угла вашего посещения и открывайте музее через нее.
Как это сделать?
Здесь важно ставить самые смелые ракурсы: например, искать звуки, щупать акустику или сочинять песню про увиденное. Переходить по очереди к тому, что “зацепило” и рассказывать, что привлекло - узнавать про это больше на месте.
Пользуйтесь интерактивами
Что может стать проблемой?
Долго концентрировать внимание на “смотреть” и “читать” может утомлять и привести к желанию сменить деятельность, поделать что-то еще, или и вовсе уйти из музея.
Решение проблемы.
Сейчас музеи трансформируются и включают сценарии своих экспозиций разные активности: и цифровые и механические. Тут и 3D-мэппинг, и переставление фигур, нажимание кнопок или листание экранов. Это здорово помогает, но не все музеи имеют такое оснащение.
Как это сделать?
Посмотреть на сайте музея, как выглядит экспозиция, почитать отзывы. Можно запастись ковриком и стульчиком - чтобы сесть, снять напряжение от долгого стояния и еще и получить новый ракурс.
- Взять с собой пишущие инструменты (карандаши, фломастеры, мелки), бумагу - переключаться на другую форму работы (рисовать видимое, свои ассоциации, истории).
- Возможно, вы идете в музей с давней историей - распечатайте (именно на бумаге) старые фото и ищите, где они были сделаны.
- Если в этом музее снимали клипы или кино - то распечатайте кадры, сохраните ссылку на клип и посмотрите его с наушников
- Если можно взять в зал воду - возьмите ее с собой.
Поход в музей как игра
Что может стать проблемой?
Однообразие экспозиции, монотонность или непонятный сценарий экспозиции. Так бывает, что мы видим много однотипных предметов, навигация по музею не очень понятна. Силы теряются на то,чтобы сориентироваться в пространстве.
Решение проблемы.
Уже до похода в музей обсудить с ребенком во что вы будете играть. Игры - детектив, путешествие, или даже стрелялка. Особенно если в жизни участников похода есть актуальные любимые игры - и живые и компьютерные.
Как это сделать?
Играйте в охоту за кем-то, соревновании (например, кто больше собак насчитает), бегайте в погоне за взглядом (что приковало взгляд - разглядывайте и идите дальше). Еще это может быть ролевая игра: придумать в чьей роли вы идете в музей (коллекционер, художник, финансист). Так можно поговорить и о профессиональном видении и разглядеть совершенно неожиданное в музее.
Важно, что игра - это принцип, в котором важно поддерживать диалог и не отвлекаться, сохраняя все внимание внутри неё. Другие игровые стратегии:
Импровизация и фантазерство
Придумывать истории, как можно взаимодействовать с предметами, кто бы это мог делать - от общей картины идти к уточнению деталей. Если это картинная галерея - то “входить” в картину - еще одним персонажем или вместо кого-то. Что ты там будешь делать, как себя чувствуешь, что делают реагируя на тебя другие? Что было за минуту/час/день до изображенного? А что будет после?
Коллекционирование странностей
Вы - коллекционер удивительных вещей - это могут быть и отдельные предметы, которые обратили на себя внимание, и отдельные фрагменты. Важно отфотографировать (если в музее разрешается) эти находки. Пройдя экспозицию можно сесть в тихом уютном месте и просмотреть коллекцию каждого -что там собралось? Что общего у этих вещей?
Музей как место отдыха и прогулки
Что может быть проблемой?
Наша концентрация на познавательной деятельности в музее: больше и лучше узнать какую-то тему.
Решение проблемы.
Известно, что в состоянии стресса мы способны усваивать меньше информации и, тем более, обучаться. Порой стоит признать, что поход в музей - это прогулка одному,семьей или с друзьями в удивительный мир. Как в прогулке по лесу мы не ожидаем от себя, что исследуем и выучим все виды грибов,мхов и деревьев.
Как это сделать?
Настроиться, что главная цель - оставаться в состоянии расслабленности и двигаться в своем ритме. Без принуждения себя к следованию маршруту или чтению этикеток. Можно вести неспешный разговор или посидеть в приятном интерьерном окружении. Никаких познавательных задач - только свободное странствие.
Правильный настрой и подготовка детей к посещению музея помогает сделать визит более интересным. Современные музеи делают очень много для того, чтобы привлечь юных посетителей и удержать их внимание. Воспользуйтесь нашими советами, и удачного похода в музей!