Карьера после исторического факультета: возможности и советы

история
работа
25.10.2023
Александра Жидкова
Кандидат исторических наук

В этой статье:

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Александра Жидкова работает со студентами и выпускниками Исторического факультета. Она рассказывает о реальной практике трудоустройства после истфака: историки не только работают в науке, но и востребованы в разных отраслях коммерческого сектора.


Делимся интересными идеями. Надеемся они помогут увлеченным ребятам сделать правильный выбор специальности.



Почему историки востребованы рынком?


В наши дни сильно вырос запрос на трансформацию общества и изменения социальных практик - как должны работать государственные институты и общение между гражданами и организациями. Также государство делает серьезные инвестиции в институты культуры: музеи, библиотеки, выставочные пространства по всей стране.


Именно поэтому со стороны государства есть высокий спрос на серьезных специалистов в сфере истории и культуры, которые при этом обладают навыками проектной работы, менеджмента и предпринимательства.


Частные компании часто выступают подрядчиками на государственных проектов и нанимают специалистов для реализации культурных проектов.


Выпускники современных исторических факультетов - это кросс-дисциплинарные специалисты. То есть они хорошо знают предмет и при этом могут создавать прикладные проекты, вносить свой вклад в развитие культурных практик и городской среды.


Какие карьерные пути бывают у выпускников истфака?


Историки строят свою карьеру по-разному. Это называется “карьерная траектория”, и у выпускника истфака в сфере социокультурных проектов траектории могут быть очень разными: от работы в музее и культурных фондах до создания собственного бизнеса и работы в крупных корпорациях. Такое разнообразие создает возможности для разных способов выбора профессий и различных специальностей.


О том, какие специальности можно выбрать и как обучение на них может позволить сделать карьеру в сфере создания социокультурных проектов, поговорим на примере распространенных образовательных программ.



Как выбрать специальность на историческом факультете? 


На истфаках есть фундаментальные и прикладные специальности. Фундаментальные - больше про науку, а прикладные - позволяют выбрать работу на проектах, которые рассчитаны не только на профессиональную, но и на массовую аудиторию.


Именно поэтому на факультеты принимают тех, кто может освоить программу по гуманитарным дисциплинам и прокачать “мягкие навыки”: умение работать в команде, принимать решения, адаптивность, гибкость, критическое и креативное мышление.


На что обратить внимание при выборе специальности?


У программы должна быть прикладная составляющая. Проще говоря, студент должен иметь возможность уже во время учебы работать на проектах в крупных государственных и коммерческих компаниях в сфере культуры. 


Это обеспечивают сильные вузы - на их сайтах есть информация об участии студентов в реальной работе. Подобное взаимодействие дает возможности для погружения в профессию еще на этапе студенчества, а также позволяет познакомиться с профессиональным экспертным сообществом и “наработать” портфолио проектов. 


Выбирая специальности, связанные с такими традиционно фундаментальными направлениями, как искусствоведение и история, важно обратить внимание на наличие в учебном плане дисциплин, которые прокачивают менеджерские и управляющие компетенции.


Чему учат на истфаке и где работают выпускники


Фундаментальные специальности: История, Культурология


Традиционная точка входа в мир культуры - это специальности, связанные с изучением искусства или истории. Например, программа “Прикладная отечественная история”, на которой студенты получают сильные знания по истории и могут использовать их в полезном проекте.


Вот чему учат студентов этой популярной программы:


  • говорить об истории простым языком, например, в книгах, учебных пособиях, фильмах;
  • популяризировать историческое наследие, при помощи самых разных средств: от книг до компьютерных игр;
  • работать с исторической памятью: делать креативные проекты, в которых участвуют другие люди;
  • создавать культурные проекты от музейных выставок и квестов до масштабных массовых мероприятий онлайн и оффлайн. 


Менеджерские программы: Культурный менеджмент, Руководство социальными проектами


В сфере культурных проектов можно работать и со стороны управления ими. Тогда хорошую карьеру обеспечат специальности “культурный менеджмент” или “руководство социокультурными проектами”. 


Во время обучения здесь много внимания уделяют менеджменту, предпринимательству и навыкам управления. В условиях роста “креативной” экономики такие специалисты особенно востребованы. Они умеют:


  • создавать команды, 
  • руководить проектами, 
  • анализировать процессы регионального и городского развития, 
  • осуществлять управление научно-просветительскими отделами в различных культурных институциях. 



Цифровые специальности для историков


В “цифровую” эру реализация социокультурных проектов предполагает наличие в команде специалистов в области прикладного анализа данных. Работе в сфере цифровой истории учат на историческом факультете.


На любых специальностях студентов учат работать с большими данными, интернет-источниками, вычислительными программами для изучения текстов. А особой популярностью пользуется специализация “менеджмент в сфере цифровых продуктов”. Здесь студенты изучают специальные дисциплины, которые связаны с цифровыми технологиями и управлением данными (специфику таких диджитал ниш, как AR и VR, искусственный интеллект). Владение технологиями вместе с менеджерскими компетенциями позволяет создавать проекты нового формата: онлайн-выставки, фестивали, иммерсивные погружение в историю, VR-квесты. 


Растет спрос на выпускников специальности Антропология


Социокультурные проекты сегодня не замкнуты в границах картинных галерей и музеев. Крупные корпорации включают инициативы в сфере культуры в свои стратегические планы. 


Для реализации таких проектов привлекают выпускников программ “прикладной и культурной антропологии”. Такая практика есть у “гигантов” Microsoft, Apple и Xerox, перенимают практику и наши корпорации. 


Часто ставка антрополога есть внутри HR отдела, либо компания приглашает антропологов провести исследование внутри собственного коллектива для того, чтобы понять, как сделать внутреннее корпоративное взаимодействие более эффективным. Антропологи участвуют и в других корпоративных проектах:


  • социальные программы по вкладу компании в регион, 
  • работы на выстраивание бренда, 
  • сокращение бизнес-издержек в случае выхода компании в новый регион. 


Антропологи могут выстроить стратегию взаимодействия компании с населением региона, проанализировать запросы и ожидания населения, предложить план-карту социальных и социокультурных проектов, предотвратить возможные конфликтные ситуации.  



Реклама, PR и Медиакоммуникации на историческом факультете


Культурным проектам необходимы реклама и продвижение. А значит существует запрос на специалистов в области управления коммуникациями, маркетинга и пиара, которые могут разрабатывать коммуникационные стратегии, работать с бренд-менеджментом и инструментами антикризисных коммуникаций. 


Часть социокультурных проектов требует создания научно-популярного контента и медиапроектов. Поэтому в вузах есть востребованная специализация “медиажурналистика”, в рамках которой можно работать в области исторической или арт-журналистики. 


Как подготовиться к поступлению на исторический факультет?


Прежде всего, выбрать специальность - об этом мы говорили выше. Но ведь еще важно пройти вступительные испытания.


Направления кажутся такими разными, но все же есть основы, которые понадобятся абитуриенту на каждой из них. Прежде всего, это знания в области гуманитарных наук, ведь большинство специальностей подразумеваются сдачу на ЕГЭ таких предметов, как русский язык, иностранный язык, история и обществознание. И конечно, стартовать на истфаке "с нуля" не получится.


Cоциокультурные проекты заточены на достижение конкретного результата. Поэтому хорошим подспорьем станет участие в образовательных программах, которые предполагают решение кейсов, групповую работу или проведение исследования уже в школьные годы. 


Также можно обратить внимание на программы для подростков при музеях и крупных культурных институциях, которые позволяют “попробовать” профессию и лучше понять, как устроено гуманитарное сообщество. 


Существуют курсы, школы, интенсивы для подростков при вузах. Там можно не только глубже узнать о профессии, но и получить ценный опыт общения с академической средой. 



Такой опыт помогает подростку сделать осознанный выбор специальности, дает возможности раннего профессионального развития, осознание сопричастности к ценностям и смыслам той экспертной общности, в которой школьник хотел бы в дальнейшем строить свою карьерную траекторию. 

1822