Как убедить ребенка заниматься летом

11.05.2022
Наталья Смелова
Тьютор, наставник программы "Система выбор" MAXIMUM EDUCATION
1x
00:00
00:00

У детей разных возрастов отличается мотивация учиться в принципе, а уж тем более заниматься летом. Как убедить заниматься на каникулах младшего школьника, подростка, старшеклассника? Об этом Анна Царева разговаривает с психологом Натальей Смеловой.


Как убедить младшего школьника


До 10 лет ребенку, воспитывающемуся в здоровой среде, вообще интересно учиться, впитывать новую информацию. У него есть потребность получать новые знания, получать ответы на свои сотни тысяч “почему”. Родителям остается только подогревать этот интерес. Важно не просто формально подавать информацию - за время учебы в школе ребенок достаточно вызубрил скучных правил. 


Советы родителям


  • Меняйте форматы

Важно на каникулах сделать занятия интересными, менять форматы. Например, организуя ребенку летние занятия по окружающему миру, можно в этот мир выйти и посмотреть, как он устроен. Чтобы ребенку было интересно и полезно учиться, материалы по разным предметам можно объединять и показать ребенку, что в мире все связано, дать ребенку возможность попробовать применить эти знания в мире. 


  • Прислушивайтесь к ребенку

Конечно, можно заставить ребенка учиться с помощью простого “надо”, но не все дети готовы к этому “надо” прислушиваться и следовать ему. 


  • Учитесь вместе

Кроме того, самому родителю важно взаимодействовать с ребенком, заново открывать мир вместе с ним. Постарайтесь вместе с ребенком открыть в себе интерес к разным явлениям этого мира, исследовать его. Даже если у ребенка есть репетиторы по школьным предметам, познание нового вместе с родителями для него гораздо ценнее, даже если родитель не сразу может ответить на одно из его “почему”.



Как мотивировать подростка заниматься на каникулах


К возрасту 12-14 лет желание учиться становится менее выраженным, поскольку у ребенка уже сформировывается определенная информационная база. Помимо того, что ребенок уже что-то знает, у него в связи с физиологическими изменениями смещаются акценты с получения новой информации на коммуникацию, взаимодействие со сверстниками. Часто в таком возрасте подросток еще не осознает, чем он хочет в дальнейшем по жизни заниматься, а потому у него нет мотивации учиться. 


Советы родителям


  • Возьмите в фокус самоопределение подростка

Один из способов решения этой проблемы - программы самоопределения, на которых подростки уже самостоятельно ставят себе цели обучения, разрабатывают дальнейшую стратегию действий, корректируют картину мира, если она сильно отличается от реальной. Так, ребенку становится понятно, зачем ему уделять внимание тому или иному предмету, для чего тратить на него время летом. Понимание и цель же рождают мотивацию действовать. Притом цель обязательно должна быть не сиюминутной, а долгосрочной, чтобы его мотивация и стратегия обучения были интегрированы в картину будущего. 


  • Соблюдайте баланс учебы и отдыха

Однако стоит соблюдать баланс учебы и отдыха на каникулах. Обсудите с ребенком план, когда он будет заниматься и расслабляться, потому что, если он не будет восполнять ресурс во время, отведенное на отдых, то даже долгосрочные цели не будут мотивировать уставшего подростка.


  • Следите за эффективностью занятий

Помимо целей, для того, чтобы ребенку хотелось учиться, ему нужны не только цели, но и инструменты: время, условия, информационные ресурсы и т.д. Если что-то из этого отсутствует, полноценных занятий не получится, ребенок, скорее всего разочаруется и мотивация пропадет. Родитель может помочь, поинтересовавшись, что подростку нужно для эффективных занятий. 


  • Поддерживайте контакт и доверительные отношения

Если же подросток начинает “уходить в эмоцию”, злиться и отказываться учиться - это может быть сигналом усталости, морального истощения. В такой ситуации не нужно ругать его - это не поможет, а только обострит отношения. Важно помочь ребенку назвать эмоции, которые он испытывает, например: “я понимаю, тебе обидно, потому что кто-то гуляет, а ты учишься”, “ты переживаешь из-за того, что сильно отстал в школе”. Это поможет вернуть утерянный контакт, подросток поймет, что родитель рядом, он видит и чувствует эмоции ребенка. Только после того, когда эмоции ребенка утихнут, родитель может выводить его в конструктивный диалог, например, использовав фразу: “Я вижу, как ты стараешься, если продолжишь так же усердно учиться, наверняка поступишь в вуз на бюджет”. 


Что делать, если подросток отказывается заниматься летом?


Иногда дел бывает так много, а летом так хочется отдыхать, что никакие увещевания и работы с мотивацией на подростка просто не действуют. Но даже для таких ребят есть методы, с помощью которых можно убедить их уделить время занятиям.


  1. “Съесть утреннюю лягушку”. Иногда и у детей, и у взрослых бывает ситуация, когда за день нужно сделать очень важное, но не очень приятное дело, к которому притрагиваться совсем не хочется - например, прорешать 10 задач по математике. Человек зачастую начинает откладывать это задание на потом, однако это совсем не прибавляет ему желания приступить к делу. Наоборот, в течение всего дня он думает об этих десяти задачах, и ему уже даже приятные дела не приносят радости. В таком случае лучше съесть противную “лягушку” как можно раньше - решить задачи с утра, а потом весь день наслаждаться отдыхом.
  2. “Есть слона по кусочкам”. Задача “повторить всю математику” кажется подростку неподъемной, даже если на нее отводится целое лето - он просто не знает, как к ней подступиться, с чего начать. Чтобы подросток не потерялся, можно вместе с ним разделить этого “слона” на кусочки, то есть разбить одну большую задачу на более мелкие. Например, вместо “повторить математику” - “в течение недели отработать решение квадратных уравнений”, потом “в течение двух недель решать текстовые задачи”, после этого “в течение недели решать задания с параметром” и т.д.




Как мотивировать взрослого человека


Не только подросткам необходима помощь в том, чтобы заставить себя развиваться. Как ни странно, но родители нуждаются в грамотной мотивации не меньше своих детей. Если взрослый человек осознает, что у его ребенка есть риск возникновения проблемы с желанием учиться, то именно родитель в состоянии помочь ему справиться с этим. Однако этому тоже нужно учиться. Чтобы помочь ребенку, родитель должен прежде всего разобраться в себе. Возможно, у него, как и его подростка, есть сложности с распределением времени. Тогда, прежде чем заставлять ребенка планировать свой день, родителю стоит самому этому научиться, иначе ему будет нечем поделиться с подростком и его доводы будут просто неубедительны.


Убедить ребенка учиться летом реально. Взрослому важно при этом не сохранять имидж “всезнайки”, далекого от подростковых заморочек, а оставаться любящим и понимающим родителем, готовым идти на контакт с ребенком, слушать его, учиться вместе с ним.