Вальдорфская школа: что это такое? Система обучения, школы в России

школа
выбор школы
03.08.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В этой статье:

Современные родители часто слышат название “Вальдорфская школа”. Некоторые могут думать, что это какая-то особенная школа, которая находится предположительно в Германии или в Австрии. На самом деле, это целая система, которая реализуется в разных странах, в том числе и в России, и попасть туда ребенок может после обычного детского сада. В статье разбирается, что такое вальдорфская методика обучения, каковы ее принципы, а также раскроем секрет загадочного слова “эвритмия”.


Что такое вальдорфская система и кто её придумал?

 

Вальдорфская система обучения была придумана владельцем компании “Вальдорф Астория” Эмилем Мольта под руководством педагога Рудольфа Штайнера в начале ХХ века, когда сотрудники компании пожаловались на то, что их детям не дают качественного образования. Родители считали, что в школе учителя в основном заставляли слепо заучивать материал по каждому предмету, в то время как детским творческим способностям внимания почти не уделялось, в результате чего страдало качество образования. Тогда основатель компании решил создать принципиально иную систему обучения с новаторскими педагогическими технологиями, основным принципом которой было так называемое “неопережение”. 

 

Таким образом, ребенок, обучающийся по вальдорфской системе, с самого начала, то есть с детского сада, развивается в своем индивидуальном темпе, как это диктует ему природа в соответствии с его способностями, а не навязывает учитель в связи с учебной программой. В 1919 году вальдорфская система стала функционировать в Германии для детей сотрудников компании “Вальдорф Астория”, а впоследствии она распространилась по всему миру, в том числе и в России.

 

 

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

 

Как уже было сказано, главный принцип вальдорфской методики - неопережение. Он реализуется в следующем: родители, учителя и система образования в целом не давят на ребенка, заставляя его опережать собственные возможности. Для того чтобы гармонично развиваться, учащемуся необходимо понимать, на что он способен. И все обучение направлено именно на постепенное раскрытие ребенком собственного потенциала. Это в свою очередь рождает следующие методы и принципы, которые позволяют добиться главной цели - развить гармоничную, знающую свои сильные стороны личность в ребенке.

 

  1. Культ детства. Ребенка не торопят с взрослением, дают ему как можно дольше насладиться радостями детской жизни.
  2. Комфортная обстановка. Школа делает упор на создание семейной атмосферы.
  3. Близость к природе. Ученики украшают класс природными материалами, самостоятельно делают игрушки, ухаживают за растениями и животными. То есть метод основан на приближении жизни ребенка к естественному миру.
  4. Метод погружения. Материалы по всем предметам изучаются едиными блоками в течение нескольких недель. Например, если по литературе проходятся сказки Пушкина, то на уроках русского языка в качестве примеров к какому-то правилу будут приводить цитаты из его произведений, а на уроках истории делается акцент на периоде времени, в котором жил поэт.
  5. Метод “душевной экономии”. На уроках изучается материал, который интересен ребенку в данный момент.
  6. Близость к народной культуре. Дети на занятиях погружаются в культурный контекст и в рамках него учатся взаимодействовать друг с другом.
  7. Чередование ритма обучения. У детей есть возможность и повеселиться, поактивничать, так и позаниматься спокойной деятельностью, при этом такие занятия чередуются.
  8. Вовлеченность семьи в процесс обучения. Семья и педагог согласно методам Вальдорфской школы - сотрудники, а не противники.
  9. “Особенные” предметы. Предмет с красивым названием “эвритмия” в общеобразовательной школе не встречается, а вот обучающиеся по системе Штайнера отлично знают что это - искусство художественного движения, то есть метод соединения танца и пантомимы.


Основа этой методики - личностно-ориентированные педагогические технологии, учет индивидуальных особенностей ребенка: его темперамента, характера, увлечений, сильных и слабых сторон и т.д.

 

Где учить ребёнка по вальдорфской системе в России

 

Многие родители, наслышанные о вальдорфской методике, хотели бы, чтоб их ребенок тоже получил такое образование по такой системе. В России семьи имеют такую возможность. На 2018 год в нашей стране функционировало 19 вальдорфских школ, в том числе в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ярославль, Владимир и т.д.

 

 

Плюсы системы и минусы системы?

 

Хотя данная система действительно представляет интерес и является по-настоящему новаторской, несмотря на то, что существует уже более ста лет, у вальдорфской педагогики есть свои плюсы и минусы.

 

  1. К сильным сторонам вальдорфской методики относится прежде всего ориентированность на комфорт ребенка. В таких школах нет оценок - главного стрессового фактора для учеников.
  2. Акцент на развитие творческих способностей. Использование на уроках материалов, сделанных своими руками, развивают фантазию, воображение, а нестандартные креативные задания формируют неординарный взгляд на мир.
  3. По завершении обучения по данной методике у ребенка развивается высокий эмоциональный интеллект, эмпатия.
  4. Педагоги заодно с родителями. В общеобразовательных школах между учителями и родителями зачастую наблюдается противостояние, однако согласно принципам вальдорфской педагогики родители вовлечены в процесс образования, поэтому сотрудничают с учителями.
  5. В вальдорфских школах дети также сдают ЕГЭ и получают общее образование наравне с учениками обычных школ.

 

Тем не менее, у вальдорфской системы образования есть и существенные недостатки.

 

  1. Оторванность от действительности. В соответствии с методикой, дети погружаются в особую образовательную среду и оказываются несколько изолированными от реального мира, поэтому оказываются зачастую не готовы к встрече с ним.
  2. Навязывание авторитета учителя. Именно педагог - главный взрослый человек для ученика вальдорфской школы. Из-за оторванности от действительности он не учится взаимодействовать с другими взрослыми.
  3. Болезненная адаптация к общеобразовательной школе. Если родители решат перевести ребенка в обычное учебное заведение, новая обстановка может травмировать ученика, так как покажется слишком непривычной.


 

А моего ребёнка возьмут?

 

Для того чтобы поступить в вальдорфскую школу, ребенку не нужно быть гениальным. В первый класс зачисляют самых обычных детей. При переводе из других школ ребенка и его родителей иногда могут попросить пройти собеседование. Тем не менее, хотя школа не может отказать в приеме, родители, желающие обучать ребенка по вальдорфской системе, могут столкнуться с трудностями. Дело в том, что подобных школ в России очень ограниченное количество, а потому семьи вынуждены вставать в очередь на места, и не у каждого ребенка есть шанс дождаться своей очереди. 

 

Решением данной проблемы может стать вальдорфский садик, после которого у семьи появляется приоритет перед другими поступающими. Следовательно, она быстрее получит место в вальдорфской школе.

4777