Как помочь ребенку отвечать на уроках: советы учителям и родителям

психология
конфликт
19.10.2023
Ирина Кочковая
Педагог, автор материалов для проекта "Родители на Максимум"

В этой статье:

Некоторые семьи сталкиваются с проблемой: в школе ребенок за письменные работы получает хорошие оценки, но стоя у доски теряется и молчит. А рассказать на уроке литературы стихотворение перед классом - для него самое страшное наказание, хотя дома он его легко выучил. 


Это может стать проблемой, ведь плохие оценки за ответы на уроке (или за отказ отвечать, когда учитель спрашивает) испортят общую картину успеваемости и аттестат подростка. Разбираемся, почему подросток не хочет отвечать на уроке и как помочь ему справиться с проблемой.



Ребенок слабо знает предмет


Очень часто ребенок молчит на уроке у доски, потому что просто не знает, что отвечать. Проблема может быть как в нежелании самого подростка - просто поленился сделать домашнее задание, так и в предмете. Возможно, дисциплина просто не дается, во время письменных работ есть время собраться с мыслями и найти правильный ответ, а у доски чувствуется растерянность.


Что делать:


  1. Если проблема в лени и нежелании работать на уроке, учителю и родителю стоит помочь ребенку найти что-то увлекательное в предмете. Например, подросток-технарь не хочет учить историю и не отвечает на занятии, родитель может предложить ему научно-популярную книгу о изобретениях изучаемого исторического периода. Вполне вероятно, что это заинтересует подростка и мотивирует его изучать предмет более глубоко.
  2. Если ребенку тяжело справляться с самим предметом, то ему нужна помощь в освоении дисциплины. Сначала стоит записать его на соответствующее диагностическое тестирование, чтобы оценить масштаб проблемы, а потом вместе с подростком выбрать преподавателя, который поможет закрыть пробелы.


В любом случае, начать лучше всего с бесплатной индивидуальной консультации, которая поможет разобраться, что происходит на самом деле.



Ребенок боится публичных выступлений


Если ученик не имеет проблем с пониманием материала, за письменные работы имеет хорошие оценки, классные и домашние работы делает своевременно и качественно, то, возможно, причина ”игры в молчанку” - страх перед публичным выступлением. 


На данную особенность могут указывать и другие признаки: 

  • ученик старается избегать школьных мероприятий, 
  • не принимает участия, если это возможно, в концертах, конференциях, круглых столах,
  • в общей беседе с друзьями или родственниками больше слушает, чем говорит.


Что делать:


  1. Не ругайте ребенка и не пытайтесь заставить его участвовать во всех мероприятиях сразу. Даже если он под давлением согласится, это будет огромным стрессом для него, от которого он еще больше замкнется в себе, а публично выступать все равно не научится.
  2. Мягко поощряйте ребенка высказывать свое мнение.Он должен чувствовать, что его точка зрения важна и ее готовы выслушать, какой бы она ни была. Со временем ребенок не будет бояться высказываться и на уроке.
  3. Можно помочь подростку научиться выступать на публике с помощью специальных упражнений, книг по ораторскому мастерству и т.д.



Ребенок боится учителя


Ученик также может не решаться отвечать на уроке из-за проблем с учителем. Это может быть как открытый конфликт с педагогом, так и просто страх перед ним, например, если ребенок стал свидетелем того, как преподаватель отругал другого ученика за ошибку. Иногда возможна и противоположная ситуация - ребенок так любит и уважает учителя, что ему стыдно расстроить или разочаровать его неправильным ответом, поэтому он просто отмалчивается.


Что делать:


  1. Для начала следует мягко поговорить с ребенком, чтобы понять, почему он боится или стесняется педагога.
  2. При необходимости можно тактично побеседовать с учителем и объяснить ситуацию. В его интересах, чтобы ученик на его занятиях чувствовал себя комфортно и не боялся отвечать. Поэтому после разговора он вполне может пересмотреть тактику общения с подростком, возможно, будет с ним более мягким и терпеливым.
  3. Стоит дать понять подростку, что учитель, даже строгий, не враг. Все, чего он хочет - это дать знания, поэтому не нужно его бояться или стыдиться.


Ребенок - перфекционист и боится ошибиться


Для некоторых детей ответы и оценки - способ самоутверждения и получения одобрения, поэтому если такие ученики за что-то берутся, то стараются сделать это идеально. Если же понимают, что до “идеала” не дотягивают, то стараются по возможности избегать дела, чтобы не ошибиться. Это нездоровое отношение к учебе. 


Его появлению способствуют разные факторы:


  1. Завышенные ожидания семьи. Безусловно, родители хотят для ребенка только лучшего, поэтому требуют от него отличной учебы и по возможности золотую медаль - чтобы в будущем он стал успешен. Однако чрезмерное давление может привести к появлению у ученика так называемого “синдрома отличника” - состояния, когда ребенок панически боится совершить даже малейшую ошибку, так как ему кажется, что она непоправима, а он неудачник.
  2. Придирчивый педагог. Учитель из лучших побуждений тоже может быть строг к способному и старательному ребенку, чтобы выжать из него как можно более высокий результат. Тем не менее, нельзя забывать: такие подростки бывают очень чувствительными к замечаниям, поэтому частая критика может просто убить желание отвечать на уроке.
  3. Роль лидера в классе. Эта проблема близка к “синдрому отличника”. Часто ученик думает, что лидер не имеет права на ошибку, поэтому если не можешь сделать идеально, то лучше вообще ничего не делать, чтобы не ударить в грязь лицом.


Что делать:


  1. Прежде всего родителям самим необходимо выдохнуть и постараться относиться к учебе ребенка спокойнее. Ведь самое главное, это не оценка, которую он получил, а то, чему он научился на занятии. У смелого творческого хорошиста шансов на успех ничуть не меньше (а иногда и в разы больше), чем у отличника, избегающего ошибок любой ценой.
  2. Эту же мысль необходимо донести до ребенка. Он должен понимать, что учится не ради мамы, папы, учителя или оценок, а только ради себя. А родители его любят и будут его поддерживать независимо от среднего балла аттестата или даже ЕГЭ.
  3. Объяснить ребенку, что совершать ошибки могут абсолютно все, и ничего страшного и постыдного в этом нет.



Ребенок боится одноклассников


Причиной нежелания отвечать на уроке может также послужить страх перед одноклассниками: ребенок боится, что за неправильный ответ его будут высмеивать, а за правильный назовут “заучкой” или “любимчиком учителей”.


Что делать:


В этой ситуации родителю необходимо разобраться, не стал ли ребенок жертвой школьной травли. Лучше всего обратиться напрямую к классному руководителю и честно рассказать о причинах поведения ученика. Педагогический коллектив вместе с психологом найдет решение, как улучшить атмосферу в коллективе и помочь пострадавшему подростку.



Если ребенок молчит у доски, учителю и родителям не стоит сразу ругать его и обвинять в лени. Вполне возможно, именно сейчас ему нужна помощь мягкого и чуткого взрослого, и если он получит не упреки, а поддержку, то в следующий раз проявит себя.


5383