В этой статье:
Сервисы-помощники по поиску работы зачастую предлагают соискателям интересные вакансии с необычными иноязычными названиями. Амбициозные подростки хотят стать специалистами в востребованных сферах, получить востребованную профессию. Для этого им необходимо хорошо разбираться в “новомодных” вакансиях. Люди уже знают, кто такой SMM-менеджер или PR-менеджер. В настоящее время часто можно услышать о специальности “комьюнити-менеджер”. Разбираемся, кто это и как им стать.
Комьюнити менеджер - кто это?
Само название “комьюнити-менеджер” происходит от английского community - “сообщество” и manager - “управляющий”. То есть это человек, который занимается налаживанием работы коллектива. Сообщества - это не только про социальные сети. Преподаватели в образовательной организации, врачи в клинике или медицинском центре, сотрудники банка или любой другой компании - все это сообщества, и рабочее взаимодействие членов такого коллектива нуждается в организации и руководстве. За все это отвечает комьюнити-менеджер. Он занимается налаживанием взаимоотношений начальства и подчиненных, помогает разрешать конфликты, занимается повышением качества работы сотрудников и улучшением условий труда. Поскольку коллектив не может существовать изолированно, в отрыве от других людей комьюнити-менеджер отвечает в том числе за взаимодействие между трудовыми сообществами, а также за создание положительного образа сообщества, повышение уровня доверия аудитории к бренду и т.д.
Что делает комьюнити менеджер образовательной организации?
Как было сказано выше, педагогический коллектив в школе или преподавательский состав в учреждениях среднего и высшего образования - это тоже сообщество, и организация совместной работы его членов лежит на плечах комьюнити-менеджера. Поэтому такой специалист необходим в том числе и в подобных организациях. В обязанности школьного комьюнити-менеджера входит:
- Налаживание доверительных отношений между всеми участниками учебного процесса: директором, завучами, учителями, учениками, родителями, персоналом и т.д. Школа представляет собой особый сложный механизм. Чем слаженнее работают детали этого механизма, тем эффективнее результат.
- Организация сотрудничества между школами и другими образовательными организациями. Такой обмен опытом полезен как учителям - они имеют возможность познакомиться с другими подходами к преподаванию, усовершенствовать свою методику, так и обучающимся - они могут завести новых друзей, показать себя.
- Распределение обязанностей между членами сообщества для наиболее эффективной работы. Один человек не может заниматься всем и сразу. Учитель не ведет бухгалтерский учет, директор не проверяет контрольные работы по химии (только если по совместительству не ведет этот предмет). Чтобы все задачи были качественно выполнены, комьюнити-менеджер делегирует их сотрудникам.
- Привлечение учащихся и родительский комитет к участиям в школьных проектах. Класс, параллель, родительский комитет - это микросообщества, составляющие один большой школьный коллектив. Эффективность обучения зависит в том числе и от их участия в жизни учреждения.
- Сбор отзывов с целью повышения эффективности образовательного процесса. Менеджеру важно получить обратную связь от учеников, родителей, педагогического состава, руководства и других сотрудников школы.
- Создание положительного образа учреждения. В настоящее время “лицом” организации являются страницы в соцсетях. Есть они в том числе и у школ. Соцсети - мощный инструмент налаживания отношений с аудиторией, поэтому комьюнити-менеджер должен уметь им пользоваться.
Почему работать с сообществами важно?
Поскольку речь идет об образовании несовершеннолетних, то на школьных комьюнити-менеджерах лежит двойная ответственность, потому что от качества его работы впоследствии зависит эффективность обучения и уровень знаний учеников. Школьное сообщество - это не только учителя и ученики, но и родители, медперсонал, работники столовой и т.д. Кроме того, под этим понятием может подразумеваться не только “сообщество” в рамках одной образовательной организации, но и глобально сообщество коллективов всех школ. В идеале элементы сотрудничества должны сотрудничать так, чтобы показать максимально эффективный результат - хороший уровень знаний обучающихся, успех на государственных экзаменах: учителя дают знания, ученики добросовестно занимаются, родителя помогают учителям и детям, персонал создает комфортные условия для обучения, школы взаимодействуют друг с другом для обмена опытом.
Многие считают, что налаживает работу школьного сообщества директор. С одной стороны, это логично: именно у него больше всего полномочий в школе, кому как ни директору руководить работой всех остальных. Однако директор организует работу школы административно: он утверждает нормативные документы, регулирующие правила внутреннего распорядка, следит за их соблюдением, применяет взыскания за их нарушения. Комьюнити-менеджер же работает с людьми, разрабатывает проекты, которые директор впоследствии одобряет или отклоняет.
Какими качествами должен обладать КМ?
Специфика работы комьюнити-менеджера предполагает наличие у специалиста определенных качеств, без которых достичь успеха в этой области невозможно.
- Лидерские качества. Менеджер - это всегда управленец, поэтому уметь вести за собой людей ему просто необходимо.
- Коммуникабельность. Комьюнити-менеджер должен уметь взаимодействовать со всеми членами сообщества, как бы много их ни было. Поэтому развитые навыки общения для него обязательны.
- Эмпатия. Менеджеру важно не просто общаться с сотрудниками, но чувствовать их эмоциональное состояние, понимать потребности. Без чуткости со стороны руководителя невозможна эффективная работа команды.
- Умение вовлекать людей в деятельность. Команда работает эффективно, слаженно и увлеченно, если менеджер умеет вдохновлять людей, пробуждает желание участвовать в совместных проектах.
- Аналитические способности. Они необходимы для решения как долгосрочных, так и насущных задач.
- Умение делегировать. Как мы говорили выше, модель работы, когда один менеджер отвечает за все, не очень эффективна. Поэтому управленец должен уметь делегировать часть задач своим заместителям.
Как стать комьюнити менеджером?
Когда подросток, выбравший профессию комьюнити-менеджера, готовится поступать в университет, он может обратить внимание на направление “Менеджмент”, на котором можно получить общее представление о том, что такое управление компанией. Близким к этой профессии будет также направление “Связи с общественностью”. Однако университетские направления, как правило, достаточно широкие. Чтобы получить образование именно данного профиля, подросток может воспользоваться различными обучающими ресурсами:
- сообщество “Russian Community”;
- мероприятия конвента Compot;
- книга В. Титова «Комьюнити-менеджмент. Стратегия и практика выращивания лояльных сообществ»;
- бесплатный курс онлайн-школы Vector (Strelka Institute) «Как организовать сообщество».
В современном мире новых необычных профессий становится все больше. За их появлением порой сложно уследить. Однако научно-технический прогресс позволяет получить исчерпывающую информацию о любой интересующей специальности.