Как повторять математику летом, если она не дается ребенку

математика
повторение
03.07.2023
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

В этой статье:

Школьная математика не дается многим детям. Но это вовсе не значит, что они не могут освоить предмет. Как правило, им просто не подходит методика, которая повсеместно применяется в школе.


Почему многим детям не дается математика в школе


Особенность “школьной математики” в наши дни - это отрыв от реальной практики. Начинается это уже в начальной школе, когда большинство детей еще не готовы воспринимать числа и математические действия без опоры на окружающий их мир. Большинство детей в началке только-только начинают переходить от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому.


В советской школе дети долгое время обучались при помощи счетных палочек и прочих приспособлений, которые помогали им усвоить понятие числа, связать арифметические операции с реальными примерами. В наше время эта практика применяется все реже - и многие дети теряют связь математики с реальной жизнью. А дальше им все сложнее понимать материал.


Одним из способов подтянуть математику летом является “перевод” с математического языка на человеческий. Если ребенок уже переходит или перешел в среднюю школу, то на помощь приходит язык понятных изображений. Они помогают представить все те сложные и непонятные примеры и формулы, которые он должен решить.



В советский период изучению математики уделяли много внимания. Давайте обратимся к идеям, которые предлагают в книге “Геометрия помогает арифметике” (1960). Авторы рассматривают практически всю школьную программу и помогают при помощи инфографики объяснить детям сложные темы арифметики и алгебры.


Используйте диаграммы


Многим детям сложно воспринимать текстовые задачи. Учителя ожидают, что они смогут перевести текстовое условие сразу на язык чисел и математических действий. Но в реальности это удается немногим. Большинству детей нужно сначала нарисовать, а потом перевести в числа.


Используйте миллимитровую бумагу для того, чтобы нарисовать задачу. Если ее достать не удается, используйте тетрадь в клеточку. Масштабирование очень важно. Глядя на такой рисунок, ребенок восполнит недостаток понимания, что такое число и арифметическая операция.


Обратимся к примеру из книги “Геометрия помогает арифметике”.


Задача “Обед в столовой”


Ребята в столовой брали блюда одинаковой стоимости. Коля оплатил три блюда, а Саша - два. У их друга Юры не было денег, но он был голоден. Ребята пообедали втроем и поделили еду поровну. Потом ребята посчитали расход и выяснилось, что Юра должен уплатить за съеденное им 5 рублей. Сколько из этих денег он должен вернуть Коле, а сколько Саше?



Можно натаскать ребенка решать такие задачи математически, а можно научить его рисовать понятные схемы. Этот навык ему поможет справляться с огромным пулом задач.


Конечно, стоит проверить результат и при помощи математических вычислений.

  • Всего было уплачено 3х5=15 рублей.
  • Коля уплатил 3х3=9 рублей.
  • Саша уплатил 3х2=6 рублей.
  • Следовательно, Коле Юра должен 4 рубля, а Саше 1 рубль.


Используйте графики


Авторы настоятельно рекомендуют применять графики для решения задач, которые связаны с какими-либо равномерными процессами. Если одна величина изменяется равномерно относительно другой, то можно использовать график прямой. Да-да, это то, что называется “линейной функцией” и вызывает затруднение у детей, которые не понимают, какие реальные процессы можно проиллюстрировать таким графиком.


Графиком линейной функции можно проиллюстрировать сгорание свечи, равномерный расход дров или вытачивание деталей по одной и той же технологии.



Задача “Школьная олимпиада”


На школьной олимпиаде было 10 задач.За каждую решенную правильно ученик получал 5 очков, а за каждую нерешенную с него списывалось 3 очка.


Сколько задач правильно решил ученик, который набрал 34 очка? А сколько тот, у которого 10?


Алгебраически эту задачу решить довольно сложно, а вот график - поможет. 



Описанные в книге приемы помогут разобраться со школьными задачами по математике и получить надежный метод для решения. Настоятельно рекомендуем книгу А.И.Островского и Б.И.Кордемского “Геометрия помогает арифметике” (1960 год)


1801