Что нужно знать об искусственном интеллекте и машинном обучении, чтобы помочь ребенку выбрать профессию?

искусственный интеллект
компьютер
13.01.2023
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта "Родители на MAXIMUM"

В этой статье:

Многие родители думают, что знания о том, как работает искусственный интеллект, необходимы только тем детям, которые хотят стать программистами. На самом деле, искусственный интеллект и машинное обучение применяется повсеместно уже сейчас и ощутимо изменит карту востребованных профессий в будущем. Этой темой также необходимо владеть, чтобы понять, чему и как нужно учиться уже сейчас, чтобы стать востребованным специалистом уже завтра. Проводим научный ликбез простым языком.


Что такое искусственный интеллект простыми словами?


Если совсем по-простому, то искусственным интеллектом называют такие компьютерные программы, которые обрабатывают большой объем данных, находят в них закономерности и исходя из этого могут давать ответы на вопросы или создавать собственное произведение.


Такие программы значительно лучше человека справляются с однотипными задачами или с задачами, где нужно сделать вывод исходя из анализа множества аналогичных ситуаций.


Эти программы называются моделями. Специалисты прописывают алгоритмы, подбирают данные для обучения программы, а также выбирают способ тренировки модели и при необходимости вводят в программу ограничения.


Приведем примеры данных и того, что сможет делать программа.


  • Много фотографий кожных заболеваний, где установлен точный диагноз. Программа сможет диагностировать кожные заболевания по фото.
  • Много вопросов и ответов в чате поддержки, когда беседуют оператор и клиент. Программа научится распознавать разные форматы типичных вопросов, давать на них правильные ответы и передавать клиента оператору, распознавая нетипичный вопрос.
  • Много изображений логотипов, программа сможет создавать логотипы.


И так в каждой сфере: там, где решения принимает человек исходя из своего багажа знаний и действует по алгоритму, машина может научиться воспроизводить его действия и работать практически без ошибок, если ей дать достаточно материала для обучения.


Результат, который получится, очень сильно зависит от алгоритма, по которому модель будет обучаться, а также от базы данных, на которой ее будут учить. Понятным примером могут служить всевозможные шуточные программки, которые предлагают вам поговорить с известной личностью, которая оставила ощутимое наследие в тексте. Программка будет отвечать вам от имени, например, Вольтера, если в нее загрузить полное собрание его сочинений.


Недавно появился шокирующий многих людей сервис Talk to Granny. Доброволец при жизни может много-много беседовать с программой, отвечать на специальный пул вопросов, позволять себя снимать в движении. По итогу после смерти человека остается такая цифровая копия, которая сможет общаться с родственниками практически как скончавшаяся бабушка.


Человек может ограничить программу, например, прописать в нее подобие этических норм. Например, если у самой популярной программы-бота Chat GPT спросить, чем мальчики лучше девочек, она не будет составлять ответ на основе текстов такого содержания. Она ответит, что это неэтичный вопрос и мальчики ничем не лучше.


Под предлогом “этики” машину можно ограничить вы выдаче информации. К примеру, тот же Chat GPT смешно “прокалывается”, если ему задать похожие вопросы. На вопрос, в образе какого положительного героя он бы мог выступить в фильме, он опишет образ интеллектуального помощника в медицине, на производстве и т.п., где он помогает людям принимать оптимальные решения. На вопрос в образе какого отрицательного героя он бы мог выступить в фильме, он сообщит, что его нельзя рассматривать как негатив и зло, поскольку ответственность за использование искусственного интеллекта лежит на человеке, а у программы не может быть злых намерений, она просто программа. Если бы такое сказал человек, мы бы посчитали, что он хитрит и защищается.


В общем, простыми словами, искусственный интеллект - это такая программа, которая выдает статистически самое успешное решение исходя из базы знаний, на которой ее учили, и алгоритма, по которому ее учили. Собственно, от этого и зависит, что она выдаст в ответ на запрос.



Чем искусственный интеллект отличается от человеческого?


Если спросить у Chat GPT, он, из-за описанных выше прописанных ранее этических норм, сообщит, что ни в жизни не заменит человека там, где необходима коммуникация, эмпатия, принятие решений в текущем контексте, в творчестве, в анализе плохо описанных ситуаций, где взаимодействуют люди.


Но если его спросить, где искусственный интеллект может помочь человеку решать задачи в общении, творчестве, анализе сложных ситуаций, то он радостно пропишет такой объем помощи, что человеку и места для деятельности не останется - только применять ИИ и соглашаться.


Так проявляется то, что называется неумением учитывать контекст в выдаче информации и “этические нормы”, которые задаются алгоритмами.


Отличие искусственного интеллекта от человеческого состоит в следующем:

машина обучается только на предложенных ей данных, у нее нет “среды обитания”, нет тела - того, что есть у человека и что дает ему массу информации для того, чтобы принимать решения на основании малого по сравнению с машиной объема информации по конкретному вопросу. Грубо говоря, ни один врач не в состоянии посмотреть столько фото кожных заболеваний за всю жизнь, сколько машина обработает за несколько минут, однако у машины нет возможности задать пару вопросов пациенту “интуитивно” для уточнения диагноза. Конечно, эта человеческая “интуиция” тоже результат обработки данных - “пара нужны вопросов” не возникнет у человека, который ничего не понимает в медицине и кожных заболеваниях. Однако у машины нет шансов придумать их самостоятельно, если человек не предоставит ей данные о дополнительных симптомах. А многие такие данные просто не зафиксированы. Ну, не пишут все-все-все в медицинских картах, не отмечают все-все-все нюансы осмотра больных.


По той же причине искусственный интеллект отлично справляется с “коммуникацией” по типичным вопросам, которые можно сформулировать словами более-менее понятно. Он может прояснять запрос по алгоритму и даже подбирать похожие на человеческие реакции, например, на жалобы человека психологу. Он может распознавать эмоции человека по мимике. Но вот справиться с тем, что человек сам не может предъявить - не может и выбрать правильные наводящие вопросы в каждой конкретной ситуации - тоже. Гипотетически мог бы, но данных не хватает, потому что они никак нигде не зафиксированы.


Как искусственный интеллект меняет мир профессий?


Везде, где есть необходимость принимать решения на основании анализа данных по алгоритму, который можно прописать, появляются такие программы. Если подумать хорошенько, то нет ни одной сферы деятельности, где бы искусственному интеллекту не было места под солнцем.


Вот неполный список того, что искусственный интеллект делает лучше, чем человек.


Анализ большого объема данных и поиск корелляций, то есть совпадений. Человек физически не сможет установить, что многомиллионная аудитория интернет-магазина показывает, что люди, покупающие телефон определенной марки часто выбирают определенные конфеты. Однако машина не сможет сама себе придумать задачу, что именно искать в массиве данных и как именно интерпретировать результат. Например, она может быстро показать, что в конкретном районе время доставки заказов больше, чем в других, но понять причину - не сможет.


Распознавать изображения и звуки. Человек не в состоянии замечать мельчайшие детали и в какофонии окружающего мира делить звук “на дорожки” в реальном времени, а машина - легко. Найти нужного человека по многочисленным записям уличных камер, выделить и распознать речь конкретного человека в общем гомоне - это задача для искусственного, а не человеческого интеллекта.



Перевод с языка на язык. Обучение машины переводу - рутинная задача. Человеку не под силу выучить столько языков.


Прогноз типичных ситуаций. Искусственный интеллект может делать прогноз того, что скорее всего случится на основе статистики и данных. Однако если данные недостаточны или если нужно просчитать то, что обусловлено человеческим фактором, то машина может ошибиться. Скажем, предсказания исхода спортивных состязаний машине даются плохо - ей не хватает данных о физическом и психологическом состоянии игроков, она не может предсказать, что капитан команды заболеет или получит травму и т.п. факторы, которые перевешивают статистические данные о соперниках.


Вот, список того, с чем искусственный интеллект учится справляться лучше людей прямо сейчас, и весьма успешно.


  • Программировать по речевым командам - что нужно получить в итоге.
  • Создавать изображения и видео по текстовому описанию.
  • Создавать “синтетических людей” - трехмерные модели, которые могут работать, например, дикторами и выглядеть очень естественно.
  • Делать продающие и удобные сайты, включая изображения, текст, удобные кнопки и т.п.
  • Изобретать работающие устройства и химические формулы веществ с заданными свойствами.
  • Писать музыку в ответ на твои пожелания.
  • Писать качественные тексты от стихов до научных работ.
  • Принимать судебные решения и выносить приговоры.
  • Предсказывать результаты многих научных экспериментов.
  • Делать онлайн-курсы на любую тему, включая видео, текст, проверочные задания. 
  • Шутить и придумывать креативные сравнения и метафоры.
  • Планировать обследования, проводить их, ставить диагнозы, назначать лечение.
  • Проектировать населенные пункты.
  • Придумывать новые генномодифицированные растения.


Везде, где человек опирается на массовый опыт, который как-то записан, искусственный интеллект неплохо справится.


Однако вся эта информация говорит не столько о том, что машина подменяет человека. Сколько о том, что человеку нужно обучаться решать задачи вместе с машиной и развивать в себе то, что машина не сможет делать хорошо. Такое с человечеством происходит постоянно на протяжении всей его истории. Так что ничего нового, ничего страшного, нужно просто понять, как и чему стоит учить детей прямо сейчас.



Как и чему учиться сейчас, чтобы стать успешным в будущем?


Вообще, когда куча чат-ботов за секунду пишут эссе на любую тему на высший балл и решают сложнейшие задачки за секунду, большого смысла в выучивании чего-либо нет. Да и мотивации тоже. Также нет большого смысла в том, чтобы учиться делать что-то, в чем ты не сможешь быть лучше искусственного интеллекта. Грубо говоря, если твоего креатива хватает только на банальные рекламные слоганы или типичные баннеры, не стоит рассчитывать на занятость в сфере маркетинга уже в ближайшее время.


Что же тогда делать в школе, колледже и вузе? И что вообще делать современным детям, чтобы не остаться без работы во взрослом возрасте?


  1. Задаваться вопросами и задавать вопросы. Искусственный интеллект обрабатывает данные, но его же надо об этом попросить. Где бы ни работал человек в ближайшем будущем, у него будет ИИ-помощник, к которому всегда можно обратиться с запросом, а не искать самому. Но определять в чем именно тебе нужна помощь ИИ, когда и какая именно - это и будет суть соревнования профессионалов. Это ведь только кажется, что раз ИИ все знает, то сам расскажет все, что нужно. Но это не так. Старший эксперт на невнятный вопрос младшего сотрудника вздохнет, покачает головой и выдаст то, что сотруднику действительно поможет. А ИИ-подсказчик выдаст то, что ты запросил дословно. 
  2. Критически мыслить. Человеку придется столкнуться с большим объемом результатов деятельности разных моделей: видео, фото, текстов, которые будут использоваться для манипулирования другими людьми. Делать выбор и принимать решения все равно придется человеку. 
  3. Ставить цели. ИИ нужно обеспечивать данными и тренировать - это все должен планировать именно человек исходя из своих целей. Придумать задачу, которую должна решать модель, может только человек.
  4. Понимать людей на эмпатическом уровне. ИИ может предложить оптимальное решение какой-либо задачи, но он не сможет учесть человеческие отношения и чувства. А для того, чтобы руководить коллективом людей, строить отношения. оказывать психологическую помощь и т.п. необходимо учитывать эти факторы. 


Как научиться таким вещам, когда в школе по-прежнему требуют “знания” и чем могут помочь родители.

  • Поощрять любопытство ребенка. С раннего детства родителям стоит поддерживать стремление ребенка познавать новое, доставать всех вопросами о простых вещах. Именно так ребенок развивается интеллектуально.
  • Разговаривать с ребенком. Человеческое мышление очень тесно связано с речевым развитием. А речевое развитие случается в общении с другими людьми. Не жалейте времени на общение и интересные разговоры.
  • Поощрять творчество ребенка. Если ребенок вечно что-то придумывает, не стоит его ограничивать, особенно ради каких-то рутинных задач. 
  • Поощрять характер. Если ребенок вечно чего-то хочет, давайте ему возможность прикладывать усилия и добиваться результата, когда у него есть собственная мотивация. Не замещайте такие цели более правильными с вашей точки зрения, чтобы не приучить ребенка к том, что за него все решают. Ребенок, который сутками учится делать карточные фокусы, тренирует и внимательность, и волю. И это не менее ценно, чем домашка, поскольку тренирует постановку цели и труд для ее достижения, а также рефлексию и анализ собственных ошибок.
  • Давайте достаточно времени и возможностей ребенку общаться с людьми и получать социальный опыт.


Все эти качества тренируются в рамках той деятельности, которую ребенок выбрал сам и которую осуществляет с интересными ему людьми. Поддерживайте стремление ребенка посещать клубы и секции, старайтесь не ограничивать его самостоятельное творчество, обсуждайте с ребенком важные для него вопросы.


Значит ли это, что можно не учиться в школе по программе. Конечно, нет. Классические знания нужны всем, чтобы ориентироваться в этом мире. Другое дело, что знания сами по себе не обеспечат ребенку карьерного благополучия, а навыки труда и общения, которые типичны для массовой школы, совсем не пригодятся в будущей профессиональной жизни. Именно поэтому родителям следует помочь ребенку соблюдать баланс между знаниями и развитием тех человеческих умений и компетенций, которые позволят ребенку реализоваться в надвигающемся мире, где люди будут сотрудничать с искусственным интеллектом так же, как сейчас нормально послать человека “загуглить”.

2082