У ребенка спорная оценка за год

12.04.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

Приближается конец года и уже осталось не так много времени до конца четвертой четверти, второго полугодия или третьего триместра. Формат обучения зависит от того, в каком классе находится ребенок или от того, как это принято школьным советом. Уже сейчас можно начинать думать об итогах и о том, какие у ребенка будет годовые отметки.



Какие бывают формы обучения и оценивания? 


Раньше учебный год стандартно делился на четыре четверти, сегодня же в школах можно столкнуться с разными форматами.


  1. Чаще всего в школах все еще учатся по четвертям. Самый привычный и знакомый нам формат. Год делится на четыре части или четверти. По итогу каждой четверти выставляется четвертная отметка, и на основе результатов всех четвертей ставится годовая отметка. 
  2. Обучение по триместрам представляет собой разделение года на три триместра, соответственно годовая отметка выставляется по трем отметкам за год. Ученики учатся 5 недель, а потом неделя каникул. Получается, что в середине триместра неделя каникул, но он еще не закончен, итоговая оценка выставляется позднее.
  3. В старшей школе (10-11 классы) ребята учатся по полугодиям. Выставляется две отметки за год, и на основе них выставляется годовая. 


Отметка  за год чаще всего считается как среднее арифметическое за все четверти, триместры или полугодия. Округление производится в соответствии с математическими правилами. Чаще всего в случае, если у ребенка средний балл 4,5, итоговая оценка ставится в его пользу. Но иногда это не так, и она может ставится в соответствии с локальными актами школы. Например, это может быть 5 со среднего балла 4,6 (то есть можно получить только одну четверку за 4 четверти). Или, например, у ребенка средний балл 4,5, то ему будет выставлена итоговая оценка такая же, как в последней четверти.


Все решает школьный совет. Результаты заседаний и принятых решений отражены в локальных актах, которые обычно представлены на сайте школы. Согласно ч. 2 ст. 30 закона об образовании школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу и определяет, как будет осуществляться контроль, промежуточная и итоговая аттестация.


В каких случаях важна годовая оценка?


В целом годовые отметки важны только в выпускных классах и старшей школе в 9, 10 и 11 классах. И здесь общая система выставления отметок для всех школ.


В 9 классе на оценку в аттестате влияют только оценки за последний год обучения. В аттестат выставляется среднее арифметическое годовой оценки и оценки за экзамен, а это значит, что отметки за экзамены влияют на итоговую отметку по русскому языку и математике, а также, по двум предметам, которые ребенок выбрал для сдачи.


При выставление отметки в аттестат в 11 классе учитываются отметки и за 10 класс, и за 11 класс. Об этом нужно помнить, так как если в 10 классе были тройки, то получить в аттестате можно будет только четверку даже если в 11 классе будут пятерки. 


Если  выпускник 11 класса хочет получить золотую медаль, то ему необходимо соответствовать трем условиям: 


  1. Отметки за полугодия и год в 10-11 классах  должны быть 5. Вот здесь как раз важны годовые отметки за год в 10 и 11 классах.
  2. Нужно сдать ЕГЭ по обязательным предметам (русский язык и математика) на 5 и 4 или на 5 и 5. 4 с 57 до 72 баллов, а 5 с 73 баллов. 
  3. Предмет на выбор должен быть сдан на минимальный проходной балл, от 36 баллов.


Как повлиять на выставление оценки?


Годовая отметка - это то, что складывается из усилий потраченных ребенком на учебу в течение года, поэтому ребенок должен работать над ней в течение всего учебного времени, не откладывая исправление ситуации на последний месяц.


  1. Первый совет - заранее понимать, какие оценки выходят. Желательно начать об этом думать после первого полугодия, чтобы можно было успеть исправить. Для этого можно заглянуть в электронный дневник.
  2. Поговорить с учителем о том, какую отметку вам бы хотелось увидеть у ребенка, и спросить, на сколько он оценивает реальную ситуацию. Если ребенок старается, учит, выполняет все задания, пишет хорошо письменные работы, то проблем быть не должно. Даже если ребенку трудно дается предмет, педагог может пойти на встречу и дать дополнительное задание, чтобы повысить средний балл.
  3. В конце года повлиять можно только на отметку в последнем учебном периоде и постараться получить максимальный балл. 
  4. Желательно в начале года узнать систему выставления годовой отметки. Это поможет понимать, как нужно выстраивать учебу по предметам, чтобы добиться желаемого результата.


Помните, что годовая отметка имеет решающие значение только в выпускных классах, так как влияет на будущую образовательную траекторию ребенка. В связи с этим в других классах не стоит слишком переживать, если оценка ниже той, чем хотелось бы. Самое главное, чтобы ребенок прикладывал усилия к обучению. Часто все-таки “Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни”, как говорил римский философ Луций Сенека. А стоит транслировать детям, что оценка нужна для обратной связи от учителя, для понимания, на сколько он знает определенную тему.  Детям важно показывать, что нужно стараться учиться для своей жизни и своего интереса, а не ради оценки.


Что делать, если ребенок волнуется из-за спорной оценки


Некоторые дети, особенно дети-отличники, очень переживают за итоговые оценки, поэтому боятся отвечать у доски или идти на контрольную работу - не хотят испортить ситуацию. Как родителям успокоить подростка?


  1. Не нагнетайте. Не нужно перед контрольной работой намекать ребенку, что от этой оценки зависит итог, и заставлять его готовиться несколько часов. Лучше поддержите его. В спокойном состоянии ему будет легче сконцентрироваться и добиться лучшего результата.
  2. Не стоит ругать за оценки. Это приводит к тому, что ребенок боится совершить ошибку и ведет себя пассивно на занятиях. А время выведения итоговых оценок превращается для таких детей в настоящий ад.
  3. Проявляйте безусловную любовь. Часто дети излишне нервничают из-за спорной оценки, потому что боятся расстроить маму и папу. Пусть подросток знает: вы любите его независимо от того, отличник он, хорошист, троечник или даже не совсем успевающий ученик.
  4. Донесите до него идею, что в учебе важнее всего не оценка, а приложенные усилия и полученные знания.


О годовой оценке важно заботиться в течение всего учебного года. Тем не менее, если вдруг возникла спорная ситуация, начать решать ее лучше как можно раньше - тогда вероятность успеха выше.

Листайте также
№1
16.12.2021
Оценки в журнал и результаты МЦКО: каковы правила?
№1
15.04.2022
Как заставить ребенка учиться?