Система обучения Л.В.Занкова - основные принципы и концепция развивающей системы

14.09.2022
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

В последние десятилетия появляется все больше различных инновационных методик преподавания в школе. Мы уже рассмотрели некоторые из них ранее. В этой статье мы познакомимся с системой обучения Л. В. Занкова, ее основными принципами, отличиями от других педагогических технологий, рассмотрим плюсы и минусы данной школьной методики.




Кто такой Л.В.Занков?

 

Разработал данную систему обучения советский психолог и педагог Леонид Владимирович Занков. На протяжении всей жизни он проводил многочисленные экспериментальные исследования в области психологии, стараясь выявить наиболее эффективные технологии в обучении детей, чтобы в школе они не только получали хорошее образование, но и всесторонне развивались психически. Помимо этого, сферой научных интересов Л. В. Занкова являлась детская дефектология. В 1941 году Занков защищает докторскую диссертацию по психологии. Итогом его научных изысканий стала новая концепция обучения, которая была не похожа ни на одну из существовавших прежде методических технологий.


Принципы развивающего обучения Занкова

 

Поскольку занковская система делает акцент не столько на получении знаний по предметам, сколько на развитии ребенка как личности и формировании его психики, то принципы этой концепции касаются прежде всего не методической, а психологической составляющей.


  • Высокая сложность. Согласно занковской методике чем сложнее поставленная задача, тем больше ребенок хочет ее решить. Такие “вызовы”, с которыми ребенок справляется каждый урок, развивают в нем устойчивый исследовательский интерес.
  • Быстрый темп. Занков считает, что длительное повторение пройденного материала с педагогической точки зрения бессмысленно и даже вредно: от однообразия ребенок начинает уставать и скучать. Поэтому ребята, занимающиеся по занковской программе, новый учебный материал осваивают быстро, активно и объемно.
  • Ориентация на самообучение. В системе Занкова главное действующее лицо - ученик. Именно он занимается поиском ответа на вопрос, он решает поставленную задачу. Учитель может только с помощью рекомендаций подталкивать его к правильному ответу.
  • Развитие личностных качеств. Занковская методика направлена не только на развитие ума и эрудированности, но и на формирование логического мышления, сообразительности, умения творчески мыслить.
  • Индивидуальный подход. Во времена разработки занковской концепции ориентация на учащегося как отдельную личность была новаторской идеей, потому что традиционная советская система образования была направлена скорее на стандартизацию и уравнивание.

Плюсы и минусы системы Занкова

 

Данная программа воспринята педагогами неоднозначно: она имеет как сторонников, так и противников. Школы выделяют в занковской системе следующие плюсы:

 

  • Развитие у ребенка интереса к обучению. На уроке учитель ставит вопросы, над которыми самим детям интересно порассуждать, а потом обменяться мнениями.
  • Внимание к потребностям отдельной личности, что вытекает из принципа индивидуального подхода.
  • Активное освоение учебной программы за счет быстрого темпа .
  • Обучение не сводится только к чтению правил в учебнике. На уроке учитель предлагает ребятам разные виды деятельности, благодаря чему у них формируются разные типы мышления.

 

Однако критика тоже не обошла эту концепцию стороной и выделила в ней минусы.


  • Большая нагрузка. Не все учащиеся начальной школы могут справиться со сложными заданиями и большими объемами.
  • Необходимо активное участие взрослых в образовательном процессе. Хотя главным действующим лицом все еще остается ученик, чтобы справиться с непривычной нагрузкой, ему нужен грамотный наставник в лице педагога или родителя.
  • Слишком быстрый темп обучения. Не все дети успевают закрепить в памяти пройденный материал.
  • Разработана только для начальной школы. Перейдя в пятый класс, ребенок будет учиться по обычным учебно-методическим комплексам (умк), такая перестройка может проходить болезненно.


В чем суть программы Занкова для начальной школы?

 

Классический урок как в начальной школе, так и в старших классах, как правило, представляет собой объяснение учителем материала с последующим решением практических заданий. Для выучивания теоретической информации этого, возможно, достаточно. Однако задача учителей младших классов - не только дать знания, но и научить детей учиться. Занковская концепция с ее ориентацией на развитие исследовательского интереса и любви к процессу познания как нельзя лучше подходит для реализации этой цели. На уроках учитель не выступает в роли лектора во время объяснения и экзаменатора во время опроса. Он ставит вопросы, требующие размышления, и дает детям безопасное пространство для дискуссии. За ошибки в школе Занкова не ругают и не наказывают плохими оценками. Самое главное - помочь ребенку наконец прийти к верному результату.

Кому подойдет Занковская система обучения?

 

С данной педагогической системой могут справиться не все, она довольно сложна. Учиться по ней могут целеустремленные усидчивые дети, которые не боятся публично высказываться. Кроме того, как было сказано раньше, обучение по концепции Занкова требует постоянного присутствие взрослых - компетентного педагога и, самое главное, заинтересованных родителей. Важно не только учить ребенка на занятиях, но и помогать адаптироваться к большим объемам домашних заданий. Без участия родителей здесь не обойтись. При этом надо понимать, что ввиду высокой сложности задач на это может уходить достаточно много времени. 

 

Если младшеклассник в силу возраста пока не готов тратить все свое время на обучение или родители не имеют возможности помочь ему организовать учебы, лучше отдать предпочтение классической методике преподавания.

Что происходит с системой Занкова сегодня?

 

В настоящее время в России отсутствует общая практика применение методики Занкова в школах. По ней работают лишь отдельные педагоги в качестве эксперимента. Тем не менее, на данный момент на основе занковской концепции разрабатываются учебно-методические комплексы для учеников средней школы. Можно вынести предположение, что с налаживанием “преемственности” эта технология будет реализовываться более системно.

Листайте также
№1
26.08.2021
Как уладить конфликт с классным руководителем
№1
31.08.2021
Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе. Стресс при смене школы