Ребенок продает вещи в школе. Стоит ли вмешиваться?

19.03.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

Бывает так, что делая уборку в квартире или разбирая шкаф с одеждой, люди неожиданно натыкаются на вещь, которая им точно больше не пригодится. Может, это что-то тематическое, купленное для особого случая, но, как говорится, “на один раз”. Или вещь, которую хозяин когда-то не выпускал из рук, но потом утратил к ней всяческий интерес. Иногда это одежда, которая перестала подходить по фасону, размеру или даже просто по настроению. В такой ситуации неминуемо встает вопрос - что с этим делать? Выбросить? Но ведь хорошая качественная вещь еще может принести пользу кому-то другому! К тому же, когда-то за нее были отданы деньги, и теперь слишком жалко отправлять ее прямиком в мусорку. Очень часто ответом становится перепродажа подобных домашних находок знакомым, друзьям или коллегам.



Но что делать, если к такому же выводу приходит ребенок, глядя на игрушки, которые ему больше не нравятся, предметы гардероба, подаренные дальними родственниками, не слишком близко знакомыми с его вкусом, или книжки, которые он уже прочитал, - в общем, на все, что кажется ему ненужным?

Почему ребенок начал заниматься торговлей?


Для начала необходимо разобраться в причине возникновения у ребенка подобных идей. Почему вместо того, чтобы, например, предложить школьному товарищу обменяться коллекционными игровыми карточками, красивыми гелевыми ручками или конфетами, полученными на Новый год, ребенок решил их продать?


1.Возможно, его цель была гораздо более благородной, чем просто получение небольшого количества карманных денег. Например, замечая, какой уставшей возвращается мама с работы по вечерам или каким недовольным и сонным по утрам выглядит папа, школьник решил внести в семейный бюджет свою лепту, помочь родителям, немного, хотя бы посильно, облегчить их трудовые будни.

2.А может, он увидел по телевизору рекламу нового трюкового велосипеда или услышал от одноклассников о компьютерной игре с потрясающей графикой и интересным сюжетом, но оценив их стоимость, не решился попросить крупную сумму у родителей и поставил себе цель заработать на желанную покупку самостоятельно.

3.Гораздо хуже, если ребенок начал незаконную деятельность, потому что у него возникли проблемы. Причиной мог стать спор на деньги или нападки со стороны старшеклассников. В таком случае, школьник мог просто побояться рассказывать о вставших у него на пути трудностях родителям - его могли запугать, на него могло быть оказано давление.

4.Наконец, есть вероятность, что ребенку просто нравится сам процесс купли-продажи. Обмен вещей, которые не кажутся ему необходимыми, на деньги с последующей возможностью приобретения чего-то более, на его взгляд, интересного, может давать ребенку ощущение “взрослости”, способности самостоятельно распоряжаться своими финансами, принимать решения, не ставя в известность старших.


Как понять, что ребенок “подался в бизнес”?


Стоит признать, что иногда дети сами объявляют родителям о начале своей “предпринимательской деятельности”, с гордостью демонстрируют первый заработок или то, на что он был потрачен.


В ситуациях же, где школьник предпочел скрыть от старших свое новое увлечение, на первых порах может быть действительно трудно заметить, что происходит что-то неладное. К лету ребенку была куплена замечательная новая панамка, но теперь ее никак не получается найти? Да, ситуация странная, но разве редко случается, что вещи теряются без следа, а потом обнаруживаются в самых неожиданных местах? Ребенок утверждает, что весь набор красивых фигурных ластиков, появившийся у него перед началом учебного года, он растерял за неделю? Что ж, это обидно, но ведь мелкие вещицы действительно постоянно теряются. Новые игрушки появляются в квартире сами собой, будто по мановению волшебной палочки? Может, их дарят родственники… Любой из этих ситуаций может найтись простое и логичное объяснение, но если исчезновение и появление новых вещей становится нормой - пора обратить внимание и серьезно поговорить с ребенком.


Как реагировать на звонки учителей и родителей других детей?


Самым печальным вариантом развития событий становится тот, в котором родители узнают о предпринимательской жилке своего ребенка не от него самого, а, например, он школьного педагога или даже родителей других детей. Однако и к этому нужно быть готовым.


К сожалению, необдуманное поведение школьника может привести к проблемам. Узнав о действиях ребенка, администрация школы с весьма малой вероятностью придет от них в восторг, такая же реакция может быть и у родителей “клиентов” юного бизнесмена.


1.В таком случае, как и во всех остальных, к решению проблемы стоит приступать без паники. Важно помнить, что ребенок должен чувствовать - родители - это его надежная опора даже тогда, когда он неправ.

2.Ни в коем случае нельзя стыдить и отчитывать ребенка прилюдно, лучше уведомить школьное начальство и возмущенных мам и пап о том, что проблема будет решена, и спокойно обсудить произошедшее дома.

3.К сожалению, при возникновении требований о возмещении материальных средств, их придется удовлетворить в денежном или товарном эквиваленте, ведь никакого разрешения на торговлю в момент продажи у школьника не было, а следовательно, не было и права распоряжаться нечестным заработком. Однако при необходимости возврата денежных средств, полученных ребенком, нельзя просто забрать их у школьника - он может почувствовать себя незаслуженно обделенным - следует действовать очень осторожно, объяснить ему, в чем он был неправ, обсудить возможные решения возникшего конфликта.


Стоит ли волноваться?


Если ребенок действительно начал торговать своими вещами на территории школы - это нарушение, которое необходимо пресечь. Дело в том, что школа является государственным учреждением, а значит, коммерческая деятельность в ней может проводиться только при наличии соответствующих документов, лицензий и договоров. К тому же, школа - это место для учебы, знакомств, игр, морального и физического развития, но никак не для купли-продажи. Распространение этого явления может совершенно затуманить головы учеников, отвлечь их от уроков, постепенно превращая образовательное учреждение в стихийный рынок.


К тому же важно учитывать, что в школе торговые сделки совершаются между несовершеннолетними, иными словами, людьми, зачастую еще не в полной мере понимающими ценность и смысл денег. Без должного контроля со стороны старших, без совета и более опытного взгляда дети могут потратить карманные деньги на то, что им на самом деле не нужно, развить в себе безалаберное и бездумное отношение к финансам.


Как поговорить с ребенком о его деятельности?


Как уже говорилось ранее, начинать разговор следует именно с выяснения причины поведения ребенка. Если его целью была помощь семье - необходимо в первую очередь оценить его усилия, поблагодарить и заверить, что его забота и чуткость не остались незамеченными. Возможно, способ, который он избрал, был не самым удачным, но никогда не поздно исправить свои ошибки и направить энергию и талант в более честное и плодотворное русло.


То же касается и детей, поставивших перед собой цель самостоятельно накопить на что-то. Стоит оценить ответственный и зрелый подход школьника к деньгам, его упорство и целеустремленность.


В случае, если ребенок попал в беду - ни в коем случае нельзя оставлять его с проблемой один на один. Необходимо напомнить ему, что что бы ни случилось в его жизни - он всегда может обратиться за советом и помощью к родителям, не боясь порицания и зная, что они всегда придут на выручку. Вполне вероятно, что тяжелую для школьника ситуацию решать придется вовсе не деньгами, а разговором с классным руководителем или родителями обидчиков.


Наконец, если окажется, что деньги необходимы школьнику для того, чтобы почувствовать себя старше и самостоятельней, следует проанализировать, не слишком ли силен родительский контроль над всеми сторонами его жизни? Ребенку необходим присмотр старших, но не менее необходимо ему и учиться жить, не держась безотрывно за руку родителей. Стоит дать школьнику возможность распоряжаться своими карманными деньгами так, как ему кажется правильным, самостоятельно делать выбор и не перегружать советами. Конечно, его путь к финансовой грамотности не обойдется без падений… Но ведь без них не может быть и взлетов!

Правила и план действий


Составляя дальнейший план действий, стоит разобраться, чем именно торгует ребенок. Если школьник в основном распродает вещи, купленные ему родителями, необходимо обратить внимание на два сценария развития событий. Первый - ребенок лишь избавляется от того, что ему больше не нужно: головоломок, которые кажутся ему теперь слишком легкими, книжек, зачитанных до дыр, игрушек, играть с которыми надоело. В таком случае, стоит убедиться, что школьник умеет здраво оценивать вещи, не принимает решения чересчур поспешно, не жалеет впоследствии о своем решении, а главное - не пытается “сбыть” сломанные или испорченные вещи! Обсудив ситуацию со школьником, и выявив четкие критерии того, что действительно можно продать - стоит рассказать ему про популярные интернет-площадки, предусмотренные специально для этих нужд, предложить создать совместный аккаунт на одной из них и попробовать искать для вещей новых владельцев именно там. Другим вариантом является сдача вещей на реализацию в специализированные комиссионные магазины или секонд-хенды.


Гораздо более печальной представляется ситуация, в которой ребенок не задумываясь избавляется от своих вещей, питаемый уверенностью - “мама с папой купят новые”. Подобное отношение является весомым поводом для проведения со школьником беседы о ценности денег, умении их зарабатывать и необходимости ценить как свой, так и чужой труд. Лучшей наукой для ребенка, безусловно, станет личный пример родителей. Можно показать школьнику, как рассчитывается семейный бюджет, продемонстрировать умение копить и экономить, подчеркнуть важность избегания импульсивных и необдуманных трат. 



Наконец, если ребенок сам создает свои “товары” - вероятность того, что он беспечно расходует заработанные деньги существенно снижается! Деньги, добытые честным трудом, это повод для оправданной гордости. Родителям лишь стоит заострить внимание школьника на важности честного подхода к своему небольшому “производству”, ответственного отношения к качеству своих поделок и к покупателям. Работы школьника можно представить на выставках мастеров или в интернете, что не только позволит ребенку вести вполне легальную торговую деятельность, но и существенно расширит аудиторию потенциальных клиентов!


По достижении 14 лет подросток сможет получить статус самозанятого или даже ИП, получив разрешение родителей и оформив соответствующие документы. Все это делается довольно быстро и просто, а многие шаги и вовсе можно совершить онлайн, например, подать заявку на получение ИНН или заполнить заявление на регистрацию в качестве самозанятого.

Резюмируя сказанное, стоит напомнить, что в самой продаже вещей нет ничего дурного. В конце концов, многие успешные предприниматели начинали свою деятельность именно в школьные годы. Раннее знакомство с грамотно и здраво выстроенными торгово-рыночными отношениями позволит ребенку развить в себе уважительное отношение к труду, деньгам и договоренностям, научиться находить общий язык с разными людьми, идти на сделки и компромиссы, строить планы на будущее и воплощать их в жизнь, а также нести ответственность. Возможно, именно за таким ребенком будущее экономики! Необходимо лишь помнить, что школа - неподходящее место для данного вида деятельности, однако современный мир, к счастью, предоставляет массу возможностей для реализации предпринимательского потенциала как взрослым, так и юным бизнесменам.