9 упражнений на развитие внимания, логического мышления и памяти

11.08.2022
Ирина Кочковая
Педагог, преподаватель русского языка MAXIMUM EDUCATION

Подростки делятся на две категории: те, которым нравится решать задания “со звездочкой”, и те, которые эти задачки ненавидят. Некоторым может показаться, что логика - это способность врожденная, и если ее нет, то решать сложные задачи ребенок не сможет. На самом деле, способность мыслить логически можно и нужно развивать. В этой статье мы рассмотрим несколько упражнений на внимание, память и логические способности.

Классические настольные игры

 

Для тренировки мышления не всегда нужно заставлять ребенка решать задачи. Полезно и интересно как для школьника, так и для родителей играть в настольные игры. Самыми распространенными логическими играми являются шахматы и шашки. Не обязательно водить ребенка несколько раз в неделю на занятия в шахматный клуб: в свободное время взрослый может предложить подростку поиграть вместе с ним.

 

Шахматы и шашки очень положительно влияют на работу мозга и развитие внимательности, ведь чтобы выиграть, человек должен уметь проанализировать положение фигур, просчитывать несколько ходов вперед, предугадывать ответные ходы противника, тренировать память, чтобы запоминать выигрышные комбинации и т.д. Совершенствоваться в этом занятии можно бесконечно: сначала ребенок учится играть интуитивно, потом можно показать ему несколько необычных тактик, например, как поставить мат двумя ладьями или королем и ладьей и т.д.


Кубик Рубика

 

Эта маленькая разноцветная игрушка знакома человеку с детского возраста. Некоторым кажется, что в этой головоломке нет ничего сложного - надо просто собрать кубик так, чтобы каждая грань была строго определенного цвета. Однако стоит даже взрослому взяться за это, как он вскоре поймет, что задание не такое уж и тривиальное. 

  1. Существует огромное множество комбинаций, с помощью которых можно собрать кубик Рубика. Чтобы успешно решить эту головоломку, их необходимо держать в голове, поэтому сборка тренирует память.
  2. Нужна концентрация и внимательность, чтобы не сбиться с выбранной стратегии, иначе даже одна ошибка может все испортить.
  3. Тренирует терпение и усидчивость - новичок может провести за сборкой несколько часов, а иногда и дней.
  4. Кубик Рубика можно собирать на время. Такое задание требует еще большей концентрации и умения искать самую короткую комбинацию.

Головоломки со спичками

 

Еще в младшей школе в учебниках по математике встречалась задача: “переложи две (три, четыре и т.д.) спички так, чтобы из одной фигуры получилась другая”. Можно встретить различные вариации задания, например, переложить спички так, чтобы получилось верное равенство или чтобы получилось определенное количество фигур. Вместо спичек могут использоваться соломинки, зубочистки, веточки, ватные палочки - любые предметы, из которых можно составить фигуры. Такие задания бывают разных уровней сложности, но все они требуют нестандартного подхода - решение часто бывает неочевидным.

Игра «Данетки»

 

“Данетки” - это разновидность загадок. Ведущий описывает какую-то нестандартную ситуацию, например: “Экзамен в военном училище. Один из студентов берет билет и начинает готовиться к ответу, но через несколько минут подходит к преподавателю, ни слова не говоря, дает тому зачетку и покидает экзамен с отличной оценкой”. Задача отгадывающих - додуматься, что же произошло. Для этого они задают ведущему уточняющие вопросы, на которые тот может ответить только “да” или “нет”.

 

Разгадывание данеток - интересный, но подчас трудоемкий мыслительный процесс, тренирующий логику и умение находить закономерности. В настоящее время в интернете можно найти загадки для разных возрастов и любого уровня сложности.


Игры на тренировку памяти

 

Часто дети жалуются, что не могут запомнить правило или стихотворение к уроку. Родителей обычно это очень расстраивает. Однако взрослые могут помочь ребенку в тренировке памяти, например, предложить ему игру “Попугай”: семья смотрит телевизор, в какой-то момент родители выключают его, задача ребенка - повторить последнюю услышанную фразу. Со временем сложность повышается: можно просить повторить последние две, три фразы и т.д.

 

Существуют и другие разновидности таких игр: смотреть в течение какого-то времени на картинку в книге, а потом подробно ее описать; перечислить предметы, находящиеся в комнате; на слух запомнить последовательность слов, а потом воспроизвести их в том же порядке.

Мнемотехники

 

Само слово “мнемотехника” происходит от “мнемо” - память. То есть, проще говоря, это метод, позволяющий быстро запомнить большой объем сложной информации. Они бывают самые разнообразные. Так, в школе на уроках русского языка можно применить метод рифм для запоминания правильной постановки ударения. Например, если школьник не может запомнить, что в слове “тОрты” ударение падает на первый слог, можно предложить ему рифмовку: “долго ели тОрты, не налезли шОрты”. 

 

Кроме того, существует метод ассоциаций, с помощью которого можно учить иностранные слова. Для этого к звучанию иностранного слова нужно подобрать ассоциацию на русском языке. Например, английское слово “clever” созвучно русскому “клевер”. Выстраиваем ассоциацию: “УМНЫЕ дети рвали КЛЕВЕР”.

Игра в слова

 

Смысл игры заключается в том, что играющие по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слово, например: “абрикос - светофор - размер” и т.д. При этом нельзя повторяться, называть однокоренные слова и имена собственные. Такая игра не только расширяет словарный запас, но и тренирует память и внимательность: играющим необходимо держать в голове, какие слова уже прозвучали. Можно сыграть и в более сложную версию, например, играть на время: играющий должен назвать следующее слово за пятнадцать секунд, не повторяясь и не называя однокоренных.

Таблицы Шульте

 

Таблицы Шульте - это квадраты, состоящие из клеточек. Они могут быть разных размеров: 3х3, 4х4, 6х6 и даже больше. В клетках в случайном порядке пишутся цифры (иногда вместо них могут быть буквы или цвета). Суть игры - как можно быстрее найти все цифры по порядку. Такое упражнение способствует развитию внимательности и скорочтения, так как ребенок учится охватывать взглядом большой объем информации.

Интеллект-карты

 

Интеллект-карта представляет собой способ фиксации мыслей на бумаге или на каком-то другом носителе в том виде, в котором они рождаются в голове. Этот способ основан на ассоциациях. Для создания карты нужно сначала определить ключевое понятие карты, например, “причастия”. После этого от основного понятия проводим ответвления: “настоящего времени”, “прошедшего времени”, “действительные”, “страдательные” и т.д. Дальше для каждого ответвления приводим примеры слов.

 

Интеллект-карты позволяют систематизировать материал и облегчают его запоминание. Хотя этот метод непростой, иногда его применение помогает.

Таким образом, чтобы иметь развитую память и логику, не обязательно решать сложные и скучные задачу из учебника или учить длинные стихотворения. Существует множество способов сделать это занятие более легким и приятным.