Уже в начальной школе учителя и родители стараются развить у детей уверенную технику чтения: заставляют читать вслух, пересказывать прочитанное, учить скороговорки, замеряют скорость чтения. В средней и старшей школе на первый план уже выходит умение быстро и осмысленно читать тексты про себя. Почему это так важно для детей и как развить скорость чтения? Разбираемся в этой статье методики скорочтения и причины по которым ребенок медленно читает.
Как правильно научить ребенка быстро читать?
18.12.2023
Зачем школьнику уметь быстро читать
Кому-то может показаться, что скорость чтения не имеет значения, главное, что ребенок в целом умеет читать. Однако хорошее беглое чтение существенно облегчает школьную жизнь и не только. Этот навык необходим:
- Чтобы успешно учиться по всем дисциплинам. И задачи по математике, и параграфы по истории, химии, физике или любому другому предмету представляют собой текст. Задания любой контрольной работы также необходимо сначала прочитать, а уже только потом решать. Поэтому чем увереннее и осмысленнее ребенок читает, тем легче ему дается школьное обучение в целом.
- Чтобы быстрее выполнять домашние задания. В средней школе подростки нередко долго сидят дома над устными предметами - литературой, географией или историей, потому что им сложно быстро читать большие параграфы. Поэтому хорошо развитая техника чтения про себя облегчила бы им этот процесс.
- Чтобы развивать интеллект. Чтение развивает эрудицию и умственные способности.
- Чтобы в будущем не иметь проблем с чтением больших объемов сложного текста. Когда подросток окончит школу и поступит в колледж или вуз, ему придется читать много научной литературы, поэтому уже в школе ему стоит развивать умение читать быстро.
Навык беглого чтения полезен человеку не только в период школьного или даже вузовского обучения, а на протяжении всей жизни.
Механизмы быстрого чтения
За чтение вслух и про себя отвечают различные механизмы и функции психики.
- Восприятие. Восприятие текста при чтении происходит зрительно. Зрение бывает прямым и периферийным. Периферийное зрение еще часто называют боковым. Во время чтения вслух в наибольшей степени задействовано именно прямое зрение - человек видит одно слово и его же читает. При чтении про себя очень важно в том числе периферийное зрение - умение читать не по одному слову а строчку (или сразу несколько) целиком.
- Артикулирование, то есть произношение. Оно бывает внешним - когда человек произносит слова вслух, или внутренним - когда мы во время чтения проговариваем слова про себя. Это еще называют “субвокализация”.
- Осмысление. Чтение как вслух, так и про себя не имеет смысла без понимания прочитанного. Поэтому при развитии техники чтения нельзя останавливаться только на правильном и быстром проговаривании - важно в том числе и уметь мгновенно осмыслять текст.
- Запоминание. Наконец, чтение не имеет смысла, если подросток через минуту забудет прочитанное. Поэтому помимо беглого чтения необходимо тренировать память.
Чтобы научиться быстро читать, необходимо тренировать каждый из механизмов.
Что мешает ребенку быстро читать
Если хотя бы один из механизмов чтения недостаточно тренируется, подростку будет сложно начать быстро читать. Какие же проблемы могут подстерегать?
- Невысокая скорость чтения. Это связано с медленным артикулированием, причем как внешним, так и внутренним. Подростку необходимо научиться достаточно быстро произносить (проговаривать про себя) слова. Либо, что еще лучше, читать без субвокализации - именно этому обучают на большинстве курсов скорочтения. Информация при чтении без субвокализации условно из зоны зрительного анализатора мозга попадает сразу в затылочную зону для осмысления.
- Слишком сложный текст. У подростка могут вызывать затруднения незнакомые слова, незнакомые темы. Чем больше ребенок читает таких сложных текстов, тем легче он к ним привыкает и быстрее читает.
- Плохо развитое периферийное зрение. Если ребенок читает по одному слову, даже быстро, нельзя сказать, что он хорошо владеет техникой чтения. Чтобы уверенно читать про себя большие объемы текста, ребенку надо уметь извлекать смысл из всей строчки целиком.
- Невнимательность. Ребенок во время чтения отвлекается, пропускает строки и к концу страницы забывает о чем говорилось в начале и бесконечно возвращается и перечитывает. Из-за этого процесс затягивается.
- Плохая память. Если ребенку сложно сконцентрироваться, он не запоминает прочитанное, то чтение само по себе не имеет смысла.
Упражнения для развития скорости чтения
Ниже вы можете увидеть упражнения, помогающие развить каждый из механизмов чтения. Многие из них являются методикой развития скорочтения для детей и подростков, которые эффективны для школьников с низкой скоростью чтения.шгщш
Таблицы Шульте
Это упражнение представляет собой квадратные таблицы размера 3х3, 4х4, иногда больше. В клеточках пишутся в случайном порядке числа, начиная с 1. Суть упражнения в том, чтобы как можно быстрее найти все числа по порядку.
Это упражнение, на первый взгляд, не связано с текстом непосредственно. Однако оно тренирует периферийное зрение, расширяет угол зрения. Ребенок начинает видеть не одно слово, а всю строку или даже страницу, что неизбежно увеличивает скорость чтения.
Таблицы Шульте легко найти в интернете и распечатать на обычном принтере для домашних занятий.
Анаграммы
Анаграммы - это слова, в которых буквы расположены вразнобой. Из таких слов могут состоять целые предложения, например: “Я пмною чдонуе могневине” (“Я помню чудное мгновение”).
Когда человек читает быстро, он воспринимает слова целиком, поэтому, если все буквы сохранены, то их порядок становится не так важен - мы поймем, что написано. Такое упражнение учит видеть целиком отрывок текста, развивает языковую догадку.
Анаграммы также легко найти и распечатать, делать самому не обязательно. Обязательно проверяйте содержание скачанных файлов на соответствие возрасту и уровню развития вашего ребенка.
Чтение перевернутых или зеркальных текстов
Можно дать ребенку обычную книжку, которая ему нравится, но предложить почитать ее “вверх ногами”, или найти специальные тексты, написанные справа налево, например: “!йынседуч ьнед - ецнлос и зороМ” (“Мороз и солнце - день чудесный!”).
Зебра
Зебра представляет собой текст, нижняя или верхняя часть которого закрашена.
Это упражнение, как и вышеперечисленные, работают на развитие языковой догадки: ребенку уже не нужно вчитываться в каждое слово, чтобы понять о чем речь.
Лесенка
Маяковский часто располагал строки своих стихов необычным образом: лесенкой, звездой и другими фигурами. В качестве тренировки можно предложить старшеклассникам почитать такие произведения.
Найти спрятанные слова в картинке
Это задание больше подходит для младшего возраста. Можно предложить ребенку картинку (если он совсем маленький, то даже раскраску), в которой будут “спрятаны” слова. Можно предложить ребенку выписать как можно больше таких слов или раскрасить их.
Скороговорки
Это упражнение больше подходит для развития техники чтения вслух. Подросток может отработать артикуляцию, развить скорость чтения.
Выбирайте скороговорки по возрасту: подросткам нравятся комичные, но не очень устаревшие.
Ассоциации
Упражнение достаточно простое, подходит младшим школьником: ребенок видит картинку и называет слово, которое у него с ней ассоциируется.
Заведите набор карточек или купите разговорные настолки, типа Speech, чтобы у вас были карточки, которые можно быстро показывать ребенку.
Неоконченный текст
Можно предложить подростку несколько предложений с неоконченными словами.
Пример:
“Долго сидел я с удоч_ на бере_. Не клюют у меня песка_. А дед под кусти_ сидит и уже ведер_ нало_”.
Ребенок развивает языковую догадку, ему не нужно тратить время, чтобы дочитать слово целиком, он быстрее улавливает смысл.
Как работать с методиками скорочтения подросткам
Просто выбрать методику недостаточно. Чтобы был эффект, необходимо грамотно по ней заниматься. Что может сделать родитель?
- Сначала изучите методику самостоятельно. Можно посмотреть книги по скорочтению для преподавателей и родителей или же тщательно изучить механизм упражнений. Самое главное - понимать, что и зачем вы делаете, чего вы хотите достичь, выполняя то или иное задание.
- Подберите упражнения в соответствии с тем, какой навык вы тренируете - зрение, артикулирование, осмысление или память.
- Предложите ребенку позаниматься, можно в игровой форме. Если у него большая нагрузка в школе, он может не согласиться на “дополнительные занятия”, даже недолгие. А вот поиграть с таблицами, словами или картинками - да. Чем младше ребенок, тем больше ему понравится игровая форма.
- Предложите подростку книгу по скорочтению. Если он уже достаточно сознательный, то, возможно сам заинтересуется методикой и захочет найти упражнения, которые ему понравятся.
- Проводите измерение скорости чтения. Прямо как в начальной школе - достаньте песочные часы или секундомер и считайте, сколько слов в минуту смог прочитать подросток. Так он увидит свой прогресс и это подстегнет его к дальнейшим занятиям.
- При необходимости подберите подростку курсы по скорочтению или курс по школьному предмету с элементами скорочтению на бесплатной консультации.
Возможные затруднения и как их решить
Конечно, как любое новое дело, обучение скорочтению может не сразу идти гладко. Разбираемся, какие трудности могут возникнуть в процессе и как с ними справиться.
- Ребенку не интересно заниматься. Он может сильно уставать от нагрузки в школе дома хотеть поспать, поиграть или пообщаться со сверстниками, но уж точно не учиться.
Что делать: сделайте упор на игровую форму, не преподносите упражнения как что-то сложное, но обязательное. Каждое задание - это увлекательная игра
- Ребенок хорошо читает про себя, а вслух нет. Например, он с легкостью запоминает большой объем текста, когда читает его про себя, но при чтении вслух сбивается, читает по слогам, с трудом понимает прочитанное.
Что делать: предложите ребенку тренироваться на скороговорках. Сначала он должен читать их медленно, но четко, постепенно наращивая темп.
- Прогресс слишком маленький. Некоторые ждут, что уже после двух-трех занятий по скорочтению они смогут осиливать большие тексты за несколько минут. Однако чаще всего прогресс происходит не так быстро.
Что делать: главное - не волноваться и не торопить события. Чтобы достичь заметного результата, необходимо время и системность в занятиях. Раз в неделю замеряйте скорость чтения, чтобы видеть изменения и поддержать дух ребенка.
- Ребенок не понимает или не запоминает прочитанное. Это более трудный случай.
Что делать: проконсультируйтесь с дефектологом. Этот специалист похож на логопеда с более широкими компетенциями. Он работает с учебными затруднениями и поможет разобраться, какие индивидуальные особенности ребенка мешают ему эффективно учиться, а также подобрать методики и упражнения для детей, у которых выявлены особые потребности.
Научиться быстро читать можно в любом возрасте, главное выполнять упражнения регулярно - хотя бы 15-20 минут в день. Большинство упражнений ребенку тяжело выполнять в одиночку. Помогите ему организоваться с друзьями или станьте его тренером. Если ребенку тяжело заниматься самому, рассмотрите возможность отдать его на курсы скорочтения.
Листайте также
№1
17.06.2022
Что понравится подростку из списка летнего чтения
№1
22.01.2023
Кем быть? Книги о выборе профессии
Мы на связи!
roditeli@maximumtest.ru