Новые форматы родительских собраний

21.10.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

Зачем ходить на родительские собрания?


Во-первых, это возможность посмотреть на место, где ребенок учится. Посмотреть на то, как выглядят кабинеты, общие зоны и туалеты. Школа и учеба - это не только про учебники и уроки, но и про помещение, атмосферу в классах, освещение и даже температуру.


Во-вторых, во время родительских собраний можно увидеть людей, которые учат детей. Мы можем больше понять про человека, когда пообщаемся с ним вживую, увидим его мимику и жесты. Так, мы соотносим свои впечатления с впечатлениями ребенка, можем заметить, что с учителем что-то не так.


В-третьих, при общении с учителями и с другими родителями лично есть возможность свериться с тем, как они видят вашего ребенка и климат в классе. Самые активные родители представляют родительский комитет класса. На собрании можно стать его частью.

Формат №1. Классическое родительское собрание


Цель такого формата в знакомстве и самопрезентации классного руководителя и других учителей-предметников, обсуждение внеклассных мероприятий, знакомство родителей друг с другом. 


Это формат, в котором классный руководитель стоит у доски и что-то рассказывает родителям, показывая презентацию, а они делают записи. В конце обычно есть возможность задать вопросы. Чаще всего это происходит в переходных (5 и 10 классы), выпускных (9 и 11 классы) или первых классах. Иногда заглядывает и администрация школы – представиться и рассказать важные моменты образовательного процесса.


Формат малоэффективен, так как всю информацию можно прислать в электронном виде. Поэтому основная цель каждого родителя на этих встречах – досидеть до конца, чтобы наконец спросить про своего ребенка и узнать что-то, что его интересует. Или услышать об этом публично от классного руководителя, что не всегда приятно и вежливо.

Формат №2. Родительский день или родительская карусель


В большем количестве государственных школ комбинируются разные форматы – и классический, и новый – родительский день. Родители разных классов приходят в школу, чтобы поговорить с учителями, зная заранее, в какое время и в каком кабинете будет конкретный учитель. Обычно родителю удается пообщаться с 3-5 учителями-предметниками, но эта беседа проходит по делу, только про вашего ребенка и его успеваемость.


Также, встречается возможность электронно записаться сразу на временные слоты, чтобы избежать очередей к популярным предметникам, к которым часто относятся учителя русского языка и математики. Иногда это может проводиться в онлайн-формате – в виде индивидуальных встреч при помощи видеосвязи.


Такой формат больше подходит, если фокус семьи и школы на том, чтобы действовать в интересах ребенка.

Формат №3. Собрание в виде дискуссии или тренинга


На таких собраниях удобно решать вопросы, которые касаются всех родителей, когда есть необходимость обсудить спорные вопросы класса, выработать какие-то совместные решения.


Формат полезен при обсуждении внеклассных мероприятий (как отметить окончание года, на какие экскурсии съездить) или правил класса (правила родительского чата, правила безопасности в школе, как решаются конфликты в классе). На таких встречах родитель чувствует себя услышанным, участвует в процессе выработки каких-то общеклассных решений, понимает, что поддерживают другие родители, а что их смущает.


Иногда на такие собрания могут быть приглашены эксперты или гости. Это популярная практика частных школ, но бывают инициативы и в государственных, например, когда приглашают психолога рассказать о климате класса.